М. Л. Дербаремдикер

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОСЛОВИЦЫ НА ИДИШ?

 

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

1. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз эс кумт цум лебн, стайте нит кайн йорн"

Когда приходит к тому, что можно жить прилично, не хватает лет для жизни.

Вот это таки настоящий дефицит. И обещанное светлое будущее может для тебя и не наступить, потому что не хватает лет ждать. Или, иначе говоря, тоже пословицей: "Хорошо   Б-гу  - он живет вечно и может дождаться того времени, когда действительно будут реформы".

2. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз ме дертархт нит митон коп, дерлейгт мэн мит дер кэшэне"

Когда не додумывают головой, докладывают карманом.

Все знают, что никакое живое существо не может жить без головы. А если она есть, но не работает? Это уже нехорошо. Хозяйство тоже живое дело, но кто мог знать, что случится такое, что пусты будут и голова и карман, но докладывать будут человеческими жизнями.

3. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Зих лернер голн из бэсер аф а фрэмдер борд."

Учиться брить лучше на чужой бороде.

Раньше это называлось "учиться брить", теперь это называется "шоковая терапия". Но даже самые большие мудрецы не могли додуматься, что для того, чтобы чему-нибудь научиться, придётся брить целую страну. Но что делать, если волосы снова вырастают, а опытными цирюльниками еще не стали? Тут уже "шок" не "шок", а нечто еще худшее.

4. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Вен фрэйт зих а капцн? - Аз эр фарлирт ун гефинт цурик."

Когда радуется бедняк? - Когда он теряет и снова находит.

Но что делать, если после того, когда находят, снова теряют? Надо опять находить и опять велят терять, и так без конца. Эта история имеет красивое название - "инфляция". Как вам это нравится? Мне это очень нравится. Каждый месяц можно радоваться увеличению заработка. Раньше ты зарабатывал десятки монет, затем сотни, тысячи, далее десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы, и ты радуешься, но вместе с заработком в тебе растет бедняк. Когда и где будет конец,никто не знает, но он точно будет тогда, когда перестанут терять, потому что не будет что терять. Тогда только будет весело - бедняцкое счастье. А если так, то пока "не тужи", как сказано в другой пословице: "Не будь озабочен утром - еще не известно, что день покажет".

5. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Фарфан ди ку инеймен мит дем штрикеле"

Пропала корова вместе с веревочкой.

Все время мы оплакивали только веревочку. Оказывается, что корова тоже пропала.

6. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

" Ойбн эс hот дих а куш гегебн а ганев, цейл ибер дайне цейн"

Если тебя поцеловал вор, пересчитай свои зубы.

Не так важно кто кого поцеловал, как то, что мы остались без зубов. Иди знай с кем целоваться, если кругом одно воровство.

7. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Фун мэшугене гендз - мэшугене гривн"

От сумасшедших гусей - сумасшедшие шкварки.

Творцы еврейских пословиц, как видно, давно были знатоками генетики. Они хорошо знали, что можно унаследовать от предыдущих "красивых времен". Но не надо тужить. Все-таки хорошо, что из сумасшедших шкварок нельзя обратно сотворить сумасшедших гусей. Этого не могут даже те, которые думают, что они умеют все.

8. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Эс зол зих горнит трефн вос эс кон зих трефн"

Пусть совсем не случится то, что может случится.

Выражение "то, что может случится" должно по теперешним временам называться "теория вероятности", о которой творцы еврейских пословиц, как видно уже знали, еще до того, как великие ученые пришли к этой мысли. Но наши евреи пошли еще дальше, говоря: "пусть совсем не случится". Как видно, они хорошо понимали, что самое вероятное - это вовсе не самое желанное.

9. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Вэйс аз ду фаркфуст зих аф фрэмдер вайсер халэ, консту фралирн дайн эйгн штикл вайс брот"

Знай, что если ты заглядишься на чужую белую халу, ты можешь потерять свой собственный кусок черного хлеба.

Смысл пословицы, конечно, был в том, чтобы предупредить отдельных людей от зависти. Но здесь также заложен глубокий смысл (если не главным образом) для целых государств. И, как часто это подтверждается в истории, великие империи все заглядывались на чужие белые халы и, в конце концов, теряли свой собственный кусок, даже не совсем черного хлеба. Надо советовать великим государственным деятелям иногда заглядывать в книги, куда записаны еврейские пословицы, чтобы не остаться без собственного куска черного хлеба.

следующая страница

ДЕМОКРАТИЯ  МИР БЕЗ ВОЙНЫ  

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ  УМНЫЙ-ДУРАК  

СЧАСТЬЕ  ГОСПОДИН ВРЕМЯ   

ИЗБРАННЫЙ НАРОД

вверх

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2 The Center of Jewish Education in Ukraine