Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ И ДИСКУССИЙ

СВЕТ
в еврейской традиции.

    Первое из творений Всевышнего - свет. Так написано в первой главе Торы:
    "И сказал   Б-г : да будет свет... и отделил  Б-г  свет от тьмы".
    Свет - символ всего, что хорошо и красиво. Потому и говорит царь Шломо:
    "и увидел я, что есть преимущество у мудрости перед глупостью - как у света перед тьмой".(Коэлет 2:13)
    Свет как символ "хорошего" употребляется не только в иврите, но и в других языках, в частности, в русском. Везде и всегда, при всех значительных событиях нашей жизни, где присутствует святость, можно без труда обнаружить эту, ставшую почти символической, связь света с добром и благом.
    Место, где присутствует святость, - это Храм и синагога, "святое" время - суббота и праздники, освящены также важнейшие события нашей жизни - обручение, свадьба, и, не про нас будет сказано, - похороны.
    Роскошная менора из чистого золота стояла в Храме. Она находилась в помещении, куда редко заходили люди. Она символизировала чистоту и святость Храма. Такому совершенному и прекрасному источнику света и подобало находится в самом святом месте. Менора, которую можно было увидеть только через покровы и завесы, уподоблялась солнцу, прямо смотреть на которое нельзя именно из-за силы его света.
    После разрушения Храма на протяжении всей нашей истории менора была символом еврейства. Например, археологам достаточно обнаружить изображение меноры, чтобы определить, что здесь было когда-то еврейское поселение, - даже если первоначально этого нельзя было предположить. В наше время менора - это герб государства Израиль.
    Не гаснет свет и в синагоге. Днём и ночью там горит "нер тамид" ("вечная свеча"). Зажиганием свечей отмечают наступление субботы и праздников. Зажженными свечами все поколения евреев отмечают Хануку, празднуя победу света над тьмой, ибо Ханука - праздник победы и торжества святости.
    Свет присутствует при любом значительном событии еврейской жизни. Во времена Храма в Иерусалиме в праздник Суккот производилось возлияние воды на жертвенник. По всему городу горели костры, и мудрецы вооружившись зажженными факелами, демонстрировали веселые чудеса.
    Во времена Талмуда жгли костры в Пурим и, конечно же, в Лаг ба-Омер.
    Зажигают поминальную свечу в память об умершем, и несмотря на то, что обычай этот связан с печалью, и здесь свеча символизирует свет - свет души, ибо сказано в Мишлей (20:27): "Душа человека - светильник Господень". Поэтому поминальная свеча является не олицетворением горя, а, напротив, символом вечности души.
    И на свадьбах зажигают свечи - эти свечи радости и надежды.
    В каждой свечке, в мириадах огней, зажигаемых по самым разным поводам, множатся и отражаются добро и красота изначального света творения.
    Галаха, еврейский закон о свете и светильниках, стоят на страже высокого смысла этих символов. К примеру, запрещено изготовлять точную копию Храмовой меноры, потому что нельзя заменить свет Храма и нельзя его повторить, тем более, что свет меноры должен литься от краев к центру, поскольку менора не должна была освещать предметы физическим светом.
    Еврейские умельцы, которые изготавливали смысл и красоту того, что они символизируют.
    У тьмы, с еврейской точки зрения, есть только одна задача - усиливать свет. Наше желание и стремление - понять свет, его тайну и глубину, как сказал основатель хасидизма Баал Шем Тов: "Гематрия слова "ор" ("свет") равна гематрии слова "раз" ("тайна")".

Язык свечи

    Праздник Ханука выпадает на наступающий месяц Кислев. Он называется "Праздник огней" потому, что в течение восьми дней мы зажигаем свечи Хануки. О чем может рассказать нам свеча?
    Ведущий (держа в руках свечу):
    - Дети, у меня в руках свечка. Умеет ли она говорить? Конечно, нет, ведь разговаривать умеют только люди. И тем не менее у предметов тоже есть способ передавать нам информацию. Например, красный свет светофора как бы говорит нам: "Стой. Сейчас едут машины, а пешеходы должны подождать". А когда зажигается зеленый свет, мы знаем, что сейчас можно переходить дорогу. Свечки тоже могут рассказать нам о многом.
    Свеча:
    - Когда я зажжена, я освещаю предметы, расположенные неподалеку. Пламя мое пляшет. Я весела потому, что могу осветить людям путь. Так же и ты - если поможешь своему другу, то как бы осветишь его жизнь. Попробуй!
    Ведущий
    - Чем отличается свечка от фонарика?
    Фонарь хоть и светит, но не дает огня, а от свечки можно зажечь другую свечу.
    - Что происходит, когда от одной свечи зажигают другую?
    Ее собственное пламя совсем не уменьшилось. Давайте подумаем, - что происходит, когда мы делимся чем-нибудь со своим другом.
    Если я дам своему другу книгу, у меня уже не будет этой книги. Но если я расскажу ему интересную историю, она станет нашей общей историей. Это подобно тому, как пламя свечи, помогая разжечь другую свечку, само не гаснет. В мире действия и предметов это не так. Дающий другому какую-то вещь сам лишается ее. Но в мире чувств это совершенно иначе - передавая другому радость и веселье, я не теряю их сам.
    Мы должны стараться "светить" другим людям. Тот, кто "светит" другим, освещает свою жизнь!

***

    Кроме описанных выше тем "СВЕТ" и "СВЕЧА", мы предлагаем Вам темы, материалы для разработки которых Вы сможете найти на страницах нашего сайта.

    Победа немногих над многочисленными или победа духа над материальной силой.
    Ханука и женский героизм.
    Эллинистическая культура, цивилизация и мы.


     ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ И ДИСКУССИЙ
     ИГОРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И КРОССВОРДЫ
     СЦЕНАРИЙ ХАНУКАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine

https://remont-audi.ru компьютерная диагностика audi ауди.