Центр   еврейского   образования   Украины
Методический кабинет

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА

ВОССТАНИЕ МАККАВЕЕВ.
ХАНУКА.

    Гонения на иудейскую религию начались в 167 году до нашей эры. В Иудее был наложен запрет на выполнение религиозных предписаний, и каждому еврею, который нарушал этот запрет, совершая обряд обрезания или соблюдая субботний отдых, грозила смертная. казнь. Более того, власти начали силой навязывать еврейскому населению языческий культ и противные еврейской религии обычаи. Они заставляли евреев есть свинину, запрещенную по закону для еды. Иерусалимский Храм был осквернен и наречен святилищем олимпийского Зевса.
    Политеизм, по существу, всегда отличался терпимостью   к  другим верованиям. Антиох IV не оказывал в религиозном отношении никакого давления на подвластные ему нации, кроме иудейской. Жрецы Вавилонии и других народов продолжали и в этот период блюсти свои культовые обряды и поклоняться своим богам, и лишь иудейская религия была подвержена яростному преследованию со стороны царя. Постоянная напряженность в Иудее, по-видимому, привела Антиоха  к  заключению, что сопротивление евреев его политическому режиму черпает свою силу, главным образом, из их особенной веры. Придя  к  этому заключению. Антиох стал рассматривать иудаизм, как своего смертельного врага.  К  репрессиям против еврейской религии побудили Антиоха, в первую очередь, вероятно, соображения политического и военного характера - в особенности забота о спокойствии в пограничных областях государства, но, несомненно, и чувство боязни и неприязни по отношению  к  иудейскому монотеизму. Сторонниками Антиоха среди евреев были Менелай и крайние приверженцы эллинизации. Эти круги были готовы сотрудничать с властями. Пропасть между ними и еврейскими массами возникла уже до мероприятий Антиоха.
    Вслед за деспотическими декретами начались гонения, подобных которым еврейская история до тех пор не знала. Эти гонения привели, в конце концов,  к  воспламенению национальных чувств и  к  восстанию, в результате которого была достигнута религиозная и политическая свобода.
    Вопреки ожиданию царя, большинство народа осталось верным своим религиозным заветам, и люди из всех слоев населения готовы были пожертвовать жизнью, но не выполняли царских указов. Впервые в истории человечества народные массы проявили готовность  к  самопожертвованию во имя идеи, и поведение "хасидеев", то есть ревностных приверженцев традиционного благочестия, и мучеников, преданных заветам предков, в годы гонения Антиоха, послужило последующим поколениям - как евреям, так и неевреям - примером самоотверженности и мужества. Многим удалось спастись бегством в Иудейскую пустыню и примкнуть  к  партизанским группам, действовавшим там со времени начала преследований Антиоха. Некоторые сельские области на севере Иудеи и на юге Самарии тоже стали очагами сопротивления. Присоединение  к  восстанию священника Маттитьяху из городка Модиин и его сыновей воодушевило широкие массы. Маттитьяху и его сыновья - из рода Хасмонеев - возглавили единое командование повстанческими отрядами во всей Иудее и Южной Самарии. С этого момента и на протяжении свыше ста двадцати лет род Хасмонеев занимает центральное место в еврейской истории.
    Никогда еще существованию еврейского народа не угрожала такая большая опасность, как во время гонений Антиоха IV Эпифана. Большинство нации находилось в эти годы под властью Селевкидов, как в Палестине, так и вне ее. Хотя многие евреи уже проживали и вне пределов Селевкидской державы, они едва ли обладали достаточными духовными и материальными ресурсами, чтобы обеспечить национальное существование еврейского народа, если бы евреев Палестины постигла катастрофа и если бы погибла их национальная культура.     Первое столкновение между Хасмонеями и ставленниками Антиоха произошло, когда посланцы царя явились в Модиин с тем, чтобы принудить его жителей  к  идолопоклонству. Глава рода Хасмонеев Маттитьяху реагировал на предъявленное требование немедленно и решительно. Он и его семья не только категорически отказались изменить вере своих предков, но Маттитьяху собственными руками убил еврея, согласившегося, по настоянию царских чиновников, принести жертву на воздвигнутом в Модиине языческом алтаре. После этого Маттитьяху со своей семьей бежал в горы и вскоре стал общепризнанным вождем всех повстанцев в Иудее. Деятельность Маттитьяху была направлена главным образом на то, чтобы организовывать военные отряды, подрывать авторитет Селевкидов в провинциальных городах и преследовать тех евреев, которые сотрудничали с властями вне Иерусалима. Под его предводительством борьба носила еще партизанский характер, но, по существу, она привела  к  ограничению власти Селевкидов и над самим Иерусалимом, так как Иерусалим с крепостью "Акра" и стоявшим в ней гарнизоном оказался отрезанным от военных баз и от других административных центров страны.
    После смерти Маттитьяху (167-166 до нашей эры) руководство восстанием перешло  к  его сыну Йехуде, известному под именем Маккавея ("Маккаби"). Йехуда стал одним из величайших вождей в истории еврейского народа. Военные действия повстанцев стали угрожать даже Иерусалиму, и власти были вынуждены принять энергичные меры. Задание сломить сопротивление евреев и возобновить связь с иерусалимским гарнизоном было возложено на наместника Самарии Аполлония. Аполлоний попытался прорваться в Иудею с севера, но его попытка потерпела неудачу, а он сам был убит. Это было первой знаменательной победой Йехуды над регулярными царскими войсками. Другой селевкидский военачальник Серон задался целью исправить неудачу Аполлония, но и он потерпел поражение в бою в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Тогда выяснилось, что в распоряжении Йехуды Маккавея имеются значительные военные силы, с которыми второстепенные военачальники Селевкидов не могли справиться. Птолемей, сын Доримена, наместник Келисирии, один из наиболее рьяных исполнителей антииудейской политики Антиоха IV, отправил в Иудею двух самых видных своих командиров во главе большой армии. По плану они должны были наступать на Иерусалим с запада, через Эммаус. Победа царской армии представлялась настолько обеспеченной, что в походе принимали участие работорговцы, надеявшиеся купить множество Иудейских пленников, которые должны были, по их расчетам, попасть в руки греческих полководцев. Но посредством смелой военной операции Йехуде удалось застигнуть неприятеля врасплох и разгромить его. В результате этой победы Маккавеев наместнику Антиоха в областях  к  западу от Евфрата, Лисию, стало ясно, что положение в Палестине является серьезной угрозой для безопасности всего государства. Лисий решил возглавить новое вторжение в Иудею. С этой целью было собрано большое войско и решено наступить с юга: отправным пунктом была область, населенная враждебными евреям идумеями. В вооруженном столкновении у Бет-Цура, самом южном пункте Иудеи того времени, Йехуде вновь - в четвертый раз - удалось расстроить вражеский план подавления восстания, наиболее опасный из всех предыдущих планов. Теперь перед ним открылась возможность предпринять попытку  к  овладению самим Иерусалимом.
    Таким образом, политика Антиоха, направленная на подавление еврейской религии в Иудее, потерпела полный крах. Новая попытка сломить сопротивление была заранее обречена на неудачу, принимая во внимание, что в тот момент селевкидское государство обладало очень ограниченными военными силами. Лисий решил сделать некоторые шаги  к  примирению с евреями.
    Он обнародовал манифест, обещавший амнистию всем повстанцам, которые возвратятся в определенный срок в свои города и села, и предоставлявший евреям свободу вероисповедания. Однако проведение этой новой политики было возложено на первосвященника Менелая. Йехуду и руководство повстанцев власти все еще не признавали и не намеревались вступать с ними в официальные переговоры.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА.
ХАНУКА.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine