Центр   еврейского   образования   Украины
Методический кабинет

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

     "Все время, пока строился Храм, дожди шли только ночью. Утром начинал дуть ветер, тучи расходились, солнце начинало сиять - и люди выходили на работу. Ибо Всемогущий, благословен будь Он, не хотел мешать рабочим, которые строили Храм для Него. И рабочие знали, что участвуют в богоугодном деле".

Вавилонский Талмуд, Таанит, 23а

    "Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда не видел прекрасного здания. Из чего он был построен? Из желтого и белого мрамора. Некоторые говорят - из синего, желтого и белого мрамора. Вначале Ирод хотел покрыть мрамор золотом, но Мудрецы отсоветовали ему, ибо он был прекрасен - он был подобен морским волнам".

Вавилонский Талмуд, Бава Батра 4а, Шемот Рабба 36:1

    Храм был центром и средоточием духовной жизни всего еврейского народа. Три раза в году - в праздники Песах, Шавуот и Сукот - народ совершал паломничество в Храм, чтобы совершить там жертвоприношения и вознести благодарственные молитвы   Б-гу .
    Существовало два Храма. Первый был построен царем Шломо (Соломоном). Его строительство продолжалось семь лет. Согласно еврейским источникам, Первый Храм простоял 410 лет и был разрушен вавилонянами. В 586 г. до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и сжег прекрасный храм царя Шломо. Так начался для евреев Вавилонский плен, который продолжался почти 70 лет. В начале 538 до нашей эры, после истечения 70-летнего Вавилонского изгнания и завоевания Вавилонии персами, персидский царь Кореш (Кир) издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм. Текст царского декрета сохранился в двух версиях - на иврите (Книга Первосвященника Эзры 1:2-3; II Книга Хроник 36:23) и на арамейском (Книга Первосвященника Эзры. 6:3-5). Ивритский текст гласит:
       "Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Г-сподь,  Б-г  небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Г-спода,  Б-га  Израиля, того  Б-га , который в Иерусалиме".
Арамейская версия декрета устанавливает размеры Храма и содержит распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной Навуходоносором. Этот декрет был свидетельством политики Кира и его преемников, состоявшей в уважении культов и святынь подвластных народов.
    Вернувшиеся в Иудею изгнанники, воодушевленные призывами пророков Хагая и Зхарьи, начали строительство Храма. С благодарностью отмечает еврейская историография, что персидский царь возвратил предводителю Иудеев Заруббавелю священные сосуды, похищенные из Храма, а также возместил расходы по постройке Храма из податей, получаемых из провинций, расположенных западнее Евфрата, и что он даже приказал финикийцам доставить иудеям необходимый лесной материал (кедры) из Ливана на плотах в Яффу. Насколько эти приказы исполнялись, неизвестно.
    Работы по восстановлению Храма велись под руководством Первосвященника Иехошуа и отпрыска дома Давида Заруббавеля. Новоприбывшие очистили от обломков и пепла территорию Храма, возвели алтарь и восстановили жертвенный культ. В строительстве участвовали каменщики и плотники, через порт Яффу из Сидона и Тира поступало кедровое дерево. Работами руководили левиты. Закладка фундамента сопровождалась торжественной церемонией, в ходе которой пели хвалебные псалмы в ознаменование исполнения пророчества Иеремии (Иеремия, 33:10-11) и народ ликовал (Книга Первосвященника Эзры, 3:8). Новоприбывшие не позволили самаритянам принять участие в строительстве, и те стали всячески препятствовать восстановлению Храма. Строительство было прервано и возобновлено лишь 24 элула второго года правления Дария (Хаггай 1:15; по-видимому, соответствует 21 сентября 520 до нашей эры), то есть после того, как в первый день месяца элула (29 августа) пророк Хаггай обратился к Заруббавелю и Иехошуа с упреком, что они слушают тех, кто говорит, что "еще не пришло время восстановить Храм". По словам пророка, нищета и недавняя засуха - наказание за промедление в строительстве, а восстановление Храма принесет процветание (Хаггай, 1). Вскоре после возобновления работ, в 21-й день месяца тишрей (17 октября), Хаггай произнес второе пророчество, поощрявшее строителей (Хаггай, 2), и ему вторил пророк Зхария (Зхария, 1).
    Фундамент Храма был заложен в 24-й день месяца кислев (17 декабря). Как Хаггай, так и Зхария видели в этом начало грандиозных событий и предсказывали будущее обретение независимости Иудеи под властью Заруббавеля (Хаггай, 2:6, 20; Зхария, 1:16-17; 4:6; 6:12-13). Надежды строителей на приход Машиаха вызвали подозрения персидского наместника Трансэвфратии Таттеная и его помощника Шетар-Бозеная. В Иерусалиме, куда они прибыли, чтобы ознакомиться с ситуацией, им сообщили о декрете Кира. Таттенай письменно запросил Дария, и тот подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью. Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, (12 марта) 516 до нашей эры, то есть приблизительно через 70 лет после разрушения Первого Храма. При освящении Второго Храма были принесены в жертву 100 быков, 600 голов мелкого скота и в качестве очистительной жертвы - 12 козлов - по числу колен Израиля.
    Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором Храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание. Однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания, и старики, видевшие в молодости прежний Храм во всем его великолепии, "плакали громко" (Эзра, 3:12). В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его. К восстановленному Храму примыкали два двора с комнатами (где хранились привезенные Эзрой из Вавилонии золото, серебро и храмовая утварь), воротами и площадью. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.
    Об устройстве Храма, восстановленного Заруббавелем, имеются только немногие разбросанные заметки, на основании которых нельзя составить цельного представления об этом здании. Можно полагать, что Храм Заруббавеля занимал ту же площадь, что и Храм Шломо, и что он вообще был построен по образцу Первого Храма. Согласно Эзре (Книга Первосвященника Эзры, 6, 3) Кир приказал, чтобы новый Храм имел 60 локтей в ширину и 60 локтей в высоту (и, может быть, 60 в длину). Второй Храм, таким образом, был даже больших размеров, чем Первый. Но неизвестно, был ли Храм Заруббавеля действительно построен по этому плану. Отрывочная заметка в Книге Эзры (6, 4), гда говорится о трех рядах каменных плит и одном ряде "нового дерева", относится не к стенам Храма, а к ограде двора. Без сомнения, и этот Храм имел два двора (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:38, 48). Во внешнем дворе находились кладовые и кельи, о которых упоминается в Книгах Эзры и Нехемии. О кельях для священников говорится в Первой книге Маккавеев (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:38, 48), а Иосиф Флавий сообщает о колоннах, окружавших Храм (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, ХI, 4, 7; XVI, 16, 2). Во внешний двор вели ворота на восточной стороне и на южной стороне. Во внешнем дворе стоял четырехугольный жертвенник всесожжении, сложенный из неотесанных камней (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4, 44). Первосвященник Шимон Праведный устроил во дворе Храма большой медный бассейн с водой. "Святая Святых", отделенная от Святилища занавесью (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 1, 22; 4, 51), была, по общему мнению, совершенно пуста; на месте Ковчега находился камень высотой в три пальца; на этот камень Первосвященник в Йом-Кипур ставил кадильницу. В Святилище, вход в которое тоже был прикрыт занавесью, находился один стол для "хлебов приношения" и покрытый золотом "алтарь кадильный" (для воскурении) (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 1, 21; 4, 38). Со временем Храм был постепенно увеличен и украшен. Так, известно, что Шимон Праведный отремонтировал и укрепил Храм, положил основание двойного возвышения вокруг ограды Храма.
    Организация храмового культа была в первую очередь заслугой Нехемии. Он установил ежегодный налог в треть шекеля на регулярные и праздничные жертвоприношения и обязанность по очереди поставлять дрова для жертвенника. Он также ввел обязательную ежегодную уплату десятины (прежде была добровольной - Числа 18:21). Тем не менее, пророк Малахи рисует весьма плачевную картину:
       люди уклоняются от уплаты десятины и храмовых приношений, а священники пренебрегают своими обязанностями (Малахи 3:8-10). Пророк предвещает  Б-жий  гнев и суд, "чтобы приносили жертву Г-споду в правде" (Малахи 3:1-4).
    Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Особой щедростью отличался Антиох III, жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий. Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов, от уплаты царских налогов (Иосиф Флавий, Иудейские Древности 12:140-142). Селевк IV покрывал из царской казны все расходы на храмовые жертвоприношения (Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 3:3), что, однако, не помешало ему попытаться конфисковать храмовые сокровища, когда он стал испытывать финансовые трудности. Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана. В 169 до нашей эры на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды; два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание в храм Зевса.
    Храмовая служба была прервана более чем на три года и возобновлена лишь после захвата Храмовой горы Йехудой Маккавеем в 164 до нашей эры, заново освятившим Храм и учредившим в память об этом событии праздник Ханука (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:58; Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 1:9; 2:18). Йехуда укрепил гору Сион, окружив ее защищавшей Храм стеной (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:59). Он также поставил новый алтарь для жертв всесожжения и изготовил новую утварь для Святилища (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4, 49; Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 10, 3). Лицевую сторону Храма Йехуда Маккавей украсил золотыми венцами и щитами и восстановил ворота и кельи, снабдив их новыми дверьми. (Восстановительные работы велись и позднее.) С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже когда грекам на время удалось овладеть Храмом. Согласно Иосифу Флавию, Шимон Хасмоней снес господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, 13:217).
    Когда Помпей овладел Иерусалимом и захватил Храм, он вступил в Святая Святых, однако оставил все в неприкосновенности (Иосиф Флавий, Иудейская Война 1:152). Несколькими годами позже на пути в Парфию Красс ограбил храмовую сокровищницу, взяв из нее две тысячи талантов серебра (Иосиф Флавий, Иудейские Древности 14:105).

ХРАМ ИРОДА

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine