Центр   еврейского   образования   Украины
Методический кабинет

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА

ХРАМ ИРОДА

    На 18-  й  год своего правления, в конце I века до нашей эры, царь Ирод I принял решение перестроить Храм. Чтобы не вызвать страха и гнева в народе, Ирод, прежде чем снести существующие строения, приготовил все необходимое для строительства. Тысяча священников была обучена строительному мастерству, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Были заранее заготовлены все строительные материалы и около тысячи телег для транспортировки камня. При строительстве использовался белый камень; ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом (Иосиф Флавий, Иудейская Война 5:223). Мишна сообщает, что строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Галахи. Были приняты все необходимые меры, чтобы строительство не мешало регулярному отправлению храмового культа. Работы продолжались 46 лет.


Рисунок 1
План Храма Ирода с окружающими пристройками и дворами
I - Святая Святых (Двир), II - Святилище (Хехаль), III - Притвор (Улам),
IV - Помещения боковых келий, V - Жертвенник всесожжения,
VI - Бассейн для воды, который заменил Медное Море Первого Храма,
VII - восемь колонн с крюками и восемь мраморных столов для разделки туш жертвенных животных, VIII - Строение Бейт-амокед,
IX, X, XI - Грановитая палата, в которой заседал Большой Сангэдрин; Палата Первосвященника; Помещение, где находился колодец, снабжавший водой весь Храм; Палата левитского рода Автинас, изготовлявшего благовония для воскурения в Храме,
XII, XIII, XIV, XV - соляной склад, помещения для первичной обработки шкур жертвенных животных и помещение для промывания их внутренностей, склад дров для Жертвенника,
XVI - Палата назиров, XVII - Склад дров для жертвенника,
XVIII - помещение для очищающихся от цараат, XIX - склад вина и масла,
XX - Башня Антония, XXI - Двор неевреев, XXII - Сорег, XXIII - ступени насыпи,
XXV - Двор Израиля, XXVI - Двор Коэнов, XXVII - Двор Женщин,
XXVIII - Притвор Шломо, XXIX - Царский притвор

    Площадь Храмовой горы была удвоена (144 тыс. кв. м): вокруг горы была возведена мощная подпорная стена (из камней весом до 100 тонн; высота стены - 38 м, периметр - 1550 м), и пространство между ней и Храмовой горой засыпано землей. Два моста вели к восточной стене Храмовой горы. О высоте восточной стены, увеличивающейся еще проходящим внизу ущельем, Иосиф Флавий говорил, что она могла вызвать головокружение у смотревших сверху. В некоторых местах, особенно по углам, с военными целями были построены башни. Стены были настолько широки, что на них было достаточно места для целых военных отрядов (Иосиф Флавий, Иудейская Война II, 12, 1; IV, 9, 12; VI, 3 , 1-2; VI, 5, 1-2; Иудейские Древности, XX, 8, 2). На западной стене, обращенной к городу, было еще особенное священническое крыло, откуда трубными звуками извещали о наступлении праздника или субботы (Иосиф Флавий, Иудейская Война IV, 9, 12;). С внутренней стороны стены Храма были значительно ниже, чем с наружной. Тем не менее, с внутренней стороны высота наружных стен Храма тоже была значительной, и, насколько можно судить по высоте упиравшихся в нее галерей, доходила до 35 локтей и более. Вдоль этих стен с внутренней стороны непрерывной линией проходили галереи, состоявшие на восточной, западной и северной сторонах из мраморных колонн высотой 25 локтей, расположенных в три ряда, и аллей между ними. (Иосиф Флавий, Иудейская Война V, 5, 2; Иудейские Древности, XV, 11, 3). Пол в галереях был облицован разноцветными мраморными плитами. Крыша состояла из кедровых балок. Так Иродом было выполнено древнее предписание "о трех рядах камней и одном ряде кедров" вокруг двора Храма. Для освещения внутренней части галереи служили большие окна в наружной стене; ими пользовались и как амбразурами крепости при нападении неприятеля. Украшением этих стен служили военные трофеи (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, XV, 11, 3). Наиболее удаленная от Храма южная галерея имела более сложное устройство: она состояла из четырех рядов колон с тремя аллеями между ними. У Иосифа Флавия она называется Царской (рис.1 - XXIX). Восточная галерея называлась притвором Шломо (рис.1 - XXVIII), и служила местом учения и проповедей. Северная и западная галереи были, вероятно, военными портиками, так как они имели непосредственную связь с крепостью Антония (рис.1 - XX), находящейся на пересечении этих двух портиков. Эти две галереи были менее людны, чем южная и восточная: народ избегал приближаться к башне Антония. Временами здесь ставились военные патрули для наблюдения за народом, особенно в дни больших праздников (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, XX, 5, 3; 8, 11).
    Мишна сообщает, что на Храмовую гору вели пять ворот - двое с южной стороны, и по одним воротам с трех остальных сторон; однако раскопки показали наличие еще одних ворот с западной стороны, а согласно Иосифу Флавию, с запада к Храму вели четверо ворот. Снаружи к стене - по меньшей мере, к ее юго-западной части - примыкала площадь, состоявшая из нескольких уровней, соединенных ступенями; под самыми низкими уровнями этой площади были сделаны помещения для лавок торговцев.
    Внутри стены находилась окруженная крытыми колоннадами площадь (рахават ха-баит), куда был открыт доступ всем, включая неевреев (рис.1 - XXI).
    Священная территория (250 на 250 м), то есть Храмовая гора в узком (мишнаистском) смысле, была отделена забором из резного камня (сорег) (рис.1 - XXII). На сореге были укреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить внутрь. (Две такие таблички на греческом языке - одна в полной сохранности, другая - частично сохранившаяся - были обнаружены в Иерусалиме в 1870 и 1936 годах соответственно.) Сама стена Внутреннего двора проходила в некотором расстоянии от сорега. Стена была устроена как широкая крепостная стена с башнями для защиты от неприятеля. Из истории известно, что во время взятия Иерусалима римлянами, когда внешняя стена Храма была пробита, евреи укрылись за стеной Внутреннего двора, и эта стена выдерживала непрерывные удары стенобитных машин римлян в течение шести дней. Наружная высота этой стены, по Иосифу Флавию, была 40 локтей (около 20 метров). Со стороны внутреннего двора ее высота составляла всего 25 локтей. Разность между наружной и внутренней высотами стены - 15 локтей - была высотой подъема между уровнями расположения Внешнего и Внутреннего дворов. Для выравнивания этого подъема, за сорегом, вокруг всей стены Ирод построил земляной вал (хел) шириной 5 м (10 локтей), примыкавшей к стене храмового двора (азара). Со стороны Внешнего двора вал представлял собой 14 уступов, выложенных камнем и имевших вид лестницы (рис.1 - XXIII). Исключением была только западная сторона, где вал не имел уступов. В этой стене было девять ворот: по четыре с северной и южной сторон и одно - с восточной. Чтобы войти в ворота, нужно было подняться еще на 5 ступеней, следовательно, во Внутреннем дворе площадь была еще выше. Все пространство Внутреннего двора, обнесенное описанной стеной и воротами, самой природой разделялось на две части: начиная от восточных ворот, в западном направлении располагалось ровное пространство размером 135 на 135 локтей. Западнее восточных ворот, на расстоянии 135 локтей от ворот грунт горы поднимался уступом вверх на высоту 7 или 7,5 локтей. Таким образом, Внутренний двор был разделен на нижний, восточный участок, и верхний, западный.

ХРАМ ИРОДА (продолжение)

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine