Центр   еврейского   образования   Украины
Методический кабинет

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА

МЕНОРА И МОРИА - СВЕТ И БЛАГОУХАНИЕ

    Первое упоминание о меноре в Торе встречается при описаниии скинии, сделанной мастером Бецалелем по повелению Всевышнего (Шемот 37:17-23).

    "И сделай светильник из золота чистого, чеканный да сделан будет светильник, бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей (должны) выходить из боков его:

три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок, и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и еще: завязь под двумя ветвями его и еще завязь под двумя ветвями его, - у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжет он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою".

(Тора. Шемот 25:31-38)

    В этом описании меноры, светившей в скинии, бросается в глаза обилие образов, заимствованных из ботаники: стебель, завязи, цветки, миндалевидные чашечки. Эти термины, повторяющиеся в описании меноры, навели Эфраима и Хану Ареувени на мысль, что ее прообраз нужно искать в природе Израиля. Было найдено несколько видов растений, чей облик напоминает менору, описанную в книге Шемот. Большинство этих растений отличается своеобразным ароматом и относится к виду шалфей. В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва. Эфраим Ареувени прдположил, что у этого названия ивритский источник - Мориа. Так называется место (страна, Эрец-Мориа), куда отправился Авраам, когда Б-г повелел ему принести в жертву Ицхака. Впоследствии на этом месте (гора Мориа) царь Шломо воздвиг Храм.

    Семисвечник (менора) сопровождает еврейский народ уже более 3-х тысяч лет:
· его свечи зажигались в скинии завета во времена скитаний по Синайской пустыне,

· светили в Первом, а столетия спустя - во Втором Храме.
· После захвата Титом Иерусалима и разрушения Второго Храма менора символизировала для римлян победу над Иудеей. На триумфальной арке Тита в Риме высечено изображение плененных в Иерусалиме еврейских рабов. Они сгибаются под тяжестью семисвечника, захваченного римскими легионерами в Храме.

· Но вместо меноры Храма появились тысячи и тысячи новых светильников, освещавших еврейские дома в Эрец-Исраель и в диаспоре. Для многих поколений они символизировали неугасающую надежду нашего народа на восстановление независимого еврейского государства.
    · Менора была изображена на колоннах общественных зданий, в пещерах, служивших для захоронений, на цветных витражах и мозаике полов в древних синагогах и еврейских школах.

    В светильниках, сделанных еврейскими мастерами в форме меноры, горело масло оливы, светились восковые свечи, а в последнее время и электрические лампочки.
    У каждого поколения свои свечи, свои надежды на возвращение еврейского народа в свою мирную, плодородную и свободную страну - Землю Израиля.

    Когда в 1948 году еврейский народ добился независимости, менора была избрана символом Государства Израиль. Она изображена на ее гербе.
    Символичен свет масла, горящего в лампадах меноры, символична и форма семисвечника. В меноре горел "чистый елей (оливковое масло), выжатый из маслин" (Шемот 27:20). "Не ореховое масло, не масло (выжатое из семян) редьки, а лишь оливковое масло, которое - свет для мира". Свет оливы - это не только свет пламени горящего масла, но и сияние кроны самого дерева. Когда ветер играет листвой, оливковые деревья окружены серебристым ореолом, который колышется, подобно волнам света.

Нижняя сторона листа - серебристо-белого цвета, а верхняя - густо-зеленая. Этот контраст и создает ощущение, будто деревья излучают свет.
    "Наречен Израиль "зеленеющей оливой" (Йермиягу 11:16), ибо исходит свет для всех" (Комментарий к книге Шемот - Шемот Раба 36.1). Лицо праматери Сары "засияло, как олива", когда возвестили ей ангелы, что родит она Ицхака (Комментарий к книге Берешит - Берешит Раба 53:3). А голубь, что принес лист оливы в ковчег Ноаха, "принес свет в мир".

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine

Приобретайте рентгеновский аппарат РПД 150 и другое оборудование на сайте компании "Рентгенсервис".