Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

ИСХОД ИЗРАИЛЯ ИЗ ЕГИПТА
(Исторический обзор)

"ИЗРАИЛЬТЯНЕ   В  ЕГИПТЕ"
(Ш. Дубнов. Учебник еврейской истории)

"РЕКОНСТРУКЦИЯ И. ВЕЛИКОВСКОГО"
(Дов-Бер Хаскелевич. Фрагменты из книги "Полная история исхода")

"СРЕДНЕЕ ИЛИ ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО?"
(На чем основана хронология Древнего Египта)
(Дов-Бер Хаскелевич. Фрагменты из книги "Полная история исхода")

Андрэ и Рене Неер. Фрагменты из книги
"ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРИОДА ПИСАНИЯ"

ИЗРАИЛЬТЯНЕ  В  ЕГИПТЕ
(Фрагменты из "Учебника еврейской истории")

Ш. Дубнов.

     Израильтяне прожили  в  Египте, по библейскому преданию, 430 лет. Научные исследования по истории Востока еще не установили  в  точности, когда именно израильтяне поселились  в  Египте и когда совершился исход их из этой страны. Однако, эти исследования дают возможность установить  в  общих чертах связь между историей еврейского народа и историей Египта  в  ту отдаленную эпоху.
      В  Египте часто сменялись на престоле царские династии. Царскую власть захватывали то один, то другой из египетских полководцев или иноземных завоевателей и  в  течение некоторого времени удерживали ее  в  своем роду (династии). Во время 17-й династии, приблизительно за 2000 лет до христианской эры, значительная часть Египта была покорена бродячими семитами пустыни, которых египетские надписи называют "гиасу" (кочевники, бедуины), а позднейшие греческие писатели - "гиксами". Гиксы  в  течение трех или четырех столетий владычествовали  в  Египте, утвердив там свою "династию пастухов". При одном из царей этой семитской династии израильтяне, по-видимому, переселились  в  Египет. Тогда и жил тот фараон, который, по библейскому преданию, сделал еврея Иосифа своим соправителем и позволил его родичам израильтянам переселиться из Ханаана  в  египетскую область Гошен.  В  Гошене израильтяне жили  в  качестве мирных пастухов и отчасти земледельцев, пока не пришел конец владычеству гиксов  в  Египте. Около 1600 года иноземная династия пастухов была свергнута и  в  Египте снова утвердилась могущественная национальная династия фараонов. Ненависть коренного населения к своим бывшим угнетателям, гиксам, распространилась теперь на всех семитов-пастухов и  в  особенности на живших  в  Гошене израильтян. И вот их обратили  в  рабство. Цари из новой династии, для которых миллионы рабов строили города, роскошные храмы, памятники и пирамиды, привлекали к этим принудительным работам и живших  в  Гошене израильтян. Среди них и был тот "новый царь", который, по преданию, не любил евреев и велел их поработить.
     Из построенных израильтянами  в  Египте двух городов, Питома и Рамсеса, второй носит имя фараонов 19-й династии, Рамсесов I и II. При фараоне Рамсесе II (ок. 1300 года), прославившемся своими великими завоеваниями и постройками, израильтяне испытывали горечь египетского рабства. Только при его преемнике Менефте I, когда могущество Египта стало падать вследствие возмущения рабов внутри страны и набегов кочевых племен из пустыни, - порабощенные израильтяне могли избавиться от своих угнетателей. Они окончательно покинули Египет и ушли  в  соседние пустыни, где кочевали родственные им семитские племена. Таким образом, исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до нашей эры, т.е. около 3150 лет до нашего времени.
     Героем освобождения израильского народа является величайший из его сынов - Моисей. Он принадлежит к жреческому роду Леви, который, по-видимому, ближе стоял к египтянам, чем прочие израильские рода. Порабощение израильтян пробуждает  в  Моисее чувство религиозного и национального возмущения. Он покидает страну рабства и долго живет  в  соседней пустыне, близ горы Синая или Хорива. Здесь обитали родственные евреям кениты, отрасль племени мидианитов. Моисей женится на дочери жреца этого племени. Есть предположение, что кениты по своим верованиям стояли близко к израильскому единобожию, почитали Всевышнего, как своего племенного бога, и служили Ему на "священной горе" Синай. Таким образом, Моисей  в  лице кенитов приобрел себе союзников  в  примыкавшей к Египту пустыне. Ободренный этим, он возвращается  в  Египет, поднимает дух своего порабощенного народа и, пользуясь временною слабостью египетского правительства, выводит своих соплеменников из Египта  в  пустыню. Освобожденные рабы направляются к кочевникам дружественного им племени кенитам, где среди пустыни возвышалась священная гора Синай.

С.М.Дубнов. Краткая история евреев. Санкт-Петербург, 1912.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine