Центр еврейского образования Украины |
Законы и обычаи праздника Песах.
Кицур Шулхан Арух (главы 104 - 114) КИЦУР ШУЛХАН АРУХ
1. "Седер" следует вести не
торопясь, почаще заглядывая в Агаду (или в сидур), чтобы ничего не пропустить и выполнить все
предписания. Поскольку порядок проведения "седера" подробно описан в Агаде, отметим лишь те моменты,
на которые следует обратить особое внимание.
2. Человек,
ведущий "седер", подобен царю. Поэтому он не должен сам наливать себе вино, класть на тарелку еду
и т. п. - эти услуги оказывает ему кто-нибудь из домочадцев.
3. Во время
совершения "Кидуша" принято стоять. Поскольку бокал, над которым совершают "Кидуш", - это первый из
четырех бокалов вина, которые полагается выпить в течение "седера", надо следить, чтобы у всех
присутствующих бокал был наполнен, - они должны выпить вино после завершения "Кидуша". Поэтому лучше
во время "седера" выпить полный маленький бокал, вмещающий только ревиит (86 мл) вина, чем
какую-то часть пусть даже и очень большого бокала.
4. Тот, кто
произнес благословение "Шеhехеяну" во время зажигания свечей, должен следить за тем, чтобы случайно
не повторить его, если он сам совершает "Кидуш".
5. Если первый
день праздника - воскресенье, то "Кидуш" и "hавдалу" объединяют и совершают в следующем порядке: 6. Перед тем,
как есть карпас, следует омыть руки, соблюдая все правила омовения рук перед трапезой (см. ,
выше, 43:2-6, 11). Произнося благословение "Творящий плоды земли", надо иметь в виду, что оно
относится также и к марору и к хазерету в корехе. Как было сказано выше, съедают
кусочек карпаса величиной менее чем казаит, чтобы после этого не нужно было произносить
заключительное благословение, а главное - чтобы вызвать любопытство у детей столь необычным началом
трапезы и побудить их задавать вопросы.
7. Выполняя
предписание яхац, среднюю мацу из трех лежащих на столе разламывают на две неравные части,
оставляя ее под кеарой. Большую оставляют в качестве афикомана (согласно Кабале, ее
разламывают на пять частей), 8. Читать
Агаду надо громко и весело.
9. В
соответствующих местах "седера", отмеченных в Агаде, приоткрывают мацу, приподнимая край
салфетки, которой она покрыта, но кеару не приподнимают.
10. В самом
начале Агады (от слов "Вот хлеб бедняков...") дважды повторяются слова лешана hабаа. В первый
раз во втором из этих слов ударение ставится на втором слоге: hабаа ("в наступающем году - в
Стране Израиля"), во второй раз - на последнем слоге: hабаа ("в наступившем году - свободные
люди").
11. Сразу
после чтения этого отрывка отодвигают кеару в сторону и наполняют второй бокал, чтобы возбудить у
детей любопытство столь необычным началом. Принято, что каждый из детей (в т. ч. и девочки) задает
"четыре вопроса". Если за столом нет детей, вопросы задает младший из присутствующих. Если "седер"
справляют только муж с женой, вопросы задает жена. Тот, кто ведет "седер" в одиночку, задает вопросы
сам себе.
12. На словах
"кровь, и огонь, и столбы дыма", 13. Произнося
слова "Эта маца, которую мы едим...", принято брать вторую и третью мацу вместе с
салфеткой, которой они накрыты. 14. Хотя перед
тем, как есть карпас, уже омывали руки, перед трапезой их омывают снова и, в отличие от
первого раза, произносят благословение.
15. Произнося
благословение "Выращивающий хлеб из земли", слегка приподнимают все три мацы - две целых и
между ними часть разломанной, 16. Перед тем,
как есть марор (т. е. листья салата вместе с хреном), его окунают в харосет, которую
тут же стряхивают, чтобы горечь марора не ослабла. Произнося благословение "...повелевший нам
есть марор", следует иметь в виду, что оно относится также и к марору (хазерету) в корехе.
Когда едят марор, на левый локоть не облокачиваются. Следует съесть марор величиной с
казаит не более чем за четыре минуты (в крайнем случае - за семь). Поскольку большинству людей
трудно исполнять эту заповедь, авторитеты Галахи определили минимум, который каждый обязан съесть, -
19 г. Чтобы еще больше облегчить исполнение этой заповеди, марор может включать больше салата,
чем хрена. Человек, который вообще не в состоянии есть марор, должен, по меньшей мере,
пожевать его, чтобы почувствовать горечь (не произнося перед этим благословения).
17. Корех
делают следующим образом. От нижней мацы отламывают кусок величиной с казаит, кладут на
него казаит хазерета и накрывают еще одним куском нижней мацы, величиной также с казаит.
Затем корех окунают в харосет и, прочитав отрывок "Так делал Гилель...", съедают,
опершись на левый локоть. 18. Во время
трапезы не принято облокачиваться на левый локоть. 19. В течение
Песаха принято тщательно оберегать мацу от любого соприкосновения с водой или жидкостью,
содержащей воду. Причина этого обычая заключается в следующем. Поскольку тесто для мацы
замешивают чрезвычайно круто, в нем могут оказаться непромешанные сухие крупинки муки, которые,
соприкоснувшись с жидкостью, могут закиснуть и превратиться в хамец. Несмотря на то, что,
согласно букве Галахи, нет запрета смачивать мацу в Песах, тот, кто старается избежать этого,
достоин похвал и благословения. 20. В конце
трапезы (но до "Биркат hамазон") ведущий достает афикоман, разламывает его и раздает всем
присутствующим. В принципе, надо съесть казаит афикомана. Но если на всех участников трапезы
афикомана не хватает, к нему прибавляют необходимое количество другой мацы. Тот, кто
хочет исполнить эту заповедь как можно лучше, съедает афикоман величиной в два казаита:
один - в память о пасхальной жертве, 21. Если
забыли съесть афикоман, но вспомнили об этом до прочтения "Биркат hамазон", афикоман съедают
немедленно - даже после того, как омыли пальцы (маим ахроним) или после зимуна. Перед этим
омывают руки, как полагается перед трапезой, но не произносят благословений "...Повелевший нам
омывать руки" и "Выращивающий хлеб из земли". Однако вспомнив об афикомане уже после прочтения
"Биркат hамазон", но до того, как произнесли благословение над третьим бокалом вина, следует совершить
нетилат ядаим и произнести благословение, затем произнести благословение "Выращивающий хлеб
из земли" и съесть афикоман, потом прочитать "Биркат hамазон" и, произнеся благословение над
вином, выпить третий бокал. Если вспомнили, что не съели афикоман, после того, как произнесли
благословение над третьим бокалом, то сначала надо выпить вино, затем совершить нетилат ядаим,
съесть афикоман, налить четвертый бокал вина и прочитать "Биркат гамазон", но не пить вина,
пока не закончат читать всю Агаду. 22. Принято,
что тот, кто ведет "седер", становится ведущим при чтении "Биркат hамазон" (хотя, в принципе, он
имеет право доверить это кому-нибудь из присутствующих).
23. По
окончании "Биркат hамазон", после того, как все выпили третий бокал вина, наливают четвертый, 24. Сразу же
вслед за этим посылают кого-нибудь из присутствующих открыть все двери между той комнатой, где
проводят "седер", и улицей (или двором). Если первый день Песаха - не суббота, этот человек берет
подсвечник с зажженными свечами и, открыв последнюю дверь, произносит: "Излей ярость Твою...". 25. При чтении
заключительной части "hалеля" все присутствующие должны отвечать ведущему (см. выше, 95:5).
Желательно, чтобы в их числе были, по крайней мере, двое взрослых (старше 13 лет). В принципе, для
ответов на "hалель" могут присоединиться даже те, кто не участвовал в этом "седере". (Тем не менее,
нет надобности вызывать для этого соседа.)
26. После того,
как выпили последний, четвертый бокал вина и прочитали заключительное благословение, говорят: "В
наступающем году - в Иерусалиме!" Затем ведущий выливает вино из бокала для пророка Элияhу обратно в
бутылку, в то время как все присутствующие, по обычаю, поют напев "Эли Ата, веодека", который сочинил
Алтер Ребе, основатель движения Хабад.
27. После
окончания "седера" не говорят: "Закончился "седер" Песах", так как в духовном смысле у "седера" нет
конца, он должен оказывать свое влияние в течение всего года.
28. После
окончания "седера" следует по возможности дольше, пока не одолеет сон, заниматься изучением законов,
связанных с праздником Песах и рассказывать об исходе из Египта, о чудесах, совершенных Всевышним для
наших предков.
29. В первую
ночь Песаха - лейль шимурим ("охраняемую ночь") - перед сном читают только первый раздел
"Шма" (до слов "и на воротах твоих") и благословение "hамапиль". 30. Во второй
день Песаха принято во время трапезы вспоминать, что именно в этот день царица Эстер разоблачила
Амана на пиру у царя Ахашвероша (Эстер, 7:1-6), и в честь этого подавать на стол какое-либо
дополнительное блюдо.
КИЦУР ШУЛХАН АРУХ
The CJEU reserves the right to edit or remove messages |