|
ИСХОД ИЗРАИЛЯ ИЗ ЕГИПТА
(Исторический обзор)
ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРИОДА
ПИСАНИЯ (Фрагменты из книги)
Андрэ и Рене Неер.
То, как Библия описывает или преподносит нам жизнь в Египте, некоторые детали обычаев, ряд значительных
исторических событий, в точности совпадает с тем, что сообщают о них современные исторические и
археологические изыскания.
Прибытие в Египет иноземного племени, пришедшего в страну фараона в поисках безопасности и пропитания?
Это не вызывает ни малейшего сожаления, так как было совершенно обычным явлением в эпоху XIII или XIX
династии. Миграция в Египет семьи Иакова вполне естественна в русле тех азиатских, а точнее - семитских,
миграций, которые во II тысячелетии достигали Египта. Египет же, как можно заметить, привлекал
добровольных эмигрантов главным образом из-за прославленного плодородия долины Нила. Уже Авраама голод
вынудил спуститься в Египет, то же самое чуть было не сделал Исаак, а Иаков отправляется туда со всей
семьей, чтобы обосноваться в этой богатой стране, где даже голодные годы - весьма, кстати, редкие -
могли быть смягчены обильными запасами, мудро сделанными во времена больших урожаев. А ведь необходимо
было, чтобы запасы, заложенные в амбары в течение семи лет "тучных коров", должны были быть невообразимо
богатыми, дабы во время семи лет "тощих коров" дать возможность прокормить не только Египет, но и
соседние страны (Бытие" 41-47)" К тому же фараонами Среднего Царства была проведена важная аграрная
реформа. Не вызывает сомнений, что Иосиф мог без особого труда склонить фараона, современником которого
он был, к более разумному распределению национального продукта и к снижению налогов, которыми были
обложены крестьяне (Бытие, 47).
Повседневная жизнь в Египте также освещается Библией: все детали прекрасно сочетаются со сведениями на
ту же тему, предоставляемыми египтологией. Изобилие продовольствия средиземноморского типа
(Числа, 2:4-6); труд, выполнявшийся закабаленным населением, чаще всего в нечеловеческих условиях;
сильная социальная иерархия, имевшая во главе деспота, который нередко принимал незаконные решения, и по
капризам которого наполнялись или опустошались тюрьмы (вспомним судьбу главного виночерпия, главного
хлебодара, да и самого Иосифа); множество разнообразных религиозных верований, придававших большое
значение снам и магии, что делало необходимым существование рядом с фараоном министров и советников,
изначально избранных на эти посты лишь благодаря выдающимся гадательным талантам; культ мертвых, первым
этапом которого являлась консервация трупа путем бальзамирования, причем эта деталь традиции столь
важна, что даже евреи принимают ее: Иосиф приказывает забальзамировать тело своего отца, прежде чем
похоронить его в Ханаане, забальзамирован будет и он сам (Бытие, 50:26)" Примеры можно было бы еще
умножить. Однако две детали заслуживают особого внимания, поскольку они помогают очертить главную
проблему, которая будет нас занимать: проблему датировки Исхода.
Первая из этих деталей - наличие колесниц и лошадей в войске фараона. Известно, что во времена Древнего
и Среднего Царств египтяне не знали лошади. Внедрили ее в стране гиксосы, которые использовали лошадь не
только как верховое животное для всадников, но и запрягали в колесницы. Разумеется, фараон, пославший
навстречу Иакову колесницы - это фараон эпохи, которая наступила после Среднего Царства, и есть все
основания считать его гиксосом. Долгое время колесницы и лошади оставались предметами роскоши,
последними завоеваниями цивилизации, что и объясняет, очевидно, суть начальных слов песнопения "У
Чермного моря": "Воспоем Всевышнего, он безраздельно велик, колесницы и коней сбросил он в море". Это
означает, что Всевышнему удалось взять верх над самыми совершенными и самыми современными видами оружия.
Вторая деталь могла бы послужить отправным пунктом для более точной хронологической гипотезы. Речь идет
о новом имени, которое фараон дал Иосифу, назначив его своим первым министром. "Фараон прозвал Иосифа
Цафнат-Паанеах и дал ему в жены Аснат, дочь Поти-Фера, священника Она" (Бытие, 1:45), В духе
религиозного синкретизма, столь типичного для восточного мира, бракосочетание его с дочерью жреца
означало, очевидно, признание глубины религиозного чувства Иосифа. Кроме того, прозвище, данное Иосифу,
имеет, без сомнения, определенный смысл; толкование спорное, но все-таки может звучать так: "Бог
заговорил и оживил". Этим теофорическим именем, которое фараон дает своему протеже, он подтверждает
существование Бога, который покровительствовал Иосифу. И ничто не препятствует предположению, что и сам
фараон сменил свое имя Аменуфис IV на другое, также теофорическое - Ихнатон.
Проблемы
Но проблема даты Исхода сложна для разрешения. В самом деле, чтобы определить ее, надо учитывать
одновременно чисто библейскую хронологию и хронологию исторических и археологических документов. В свою
очередь, мнения археологов расходятся, и их предположения, вообще говоря, являются не более чем
гипотезами.
Если следовать о. Винсенту и датировать взятие Иерихона примерно 1200 годом, следует обозначить Исход
примерно 1240 годом, что почти совпадает - при погрешности порядка 10 лет - с началом царствования
Мернептаха (около 1232 г .). Как следствие налицо была бы согласованность этих данных со сведениями,
представленными на стеле Израиля. Рамзес II был бы в таком случае фараоном, вынудившим к бегству Моисея
и усилившим преследования и каторжные работы. Согласно этой схеме, Моисей (80-й год на момент Исхода)
родился в царствование Рамзеса I, который, в таком случае, был фараоном - губителем еврейских детей.
Приход евреев в Египет мог иметь место около 1450 года, в правление Аменуфиса II (приблизительно
1450-1420 гг.), или, что более вероятно, при Тутмосе IV (1420-1405 гг.). Действительно, альянс с
миттанийцами начинается именно с Тутмоса IV и при нем, кажется, прекратилась ксенофобия, владевшая
предыдущими фараонами из-за ненависти к гиксосам. Учитывая смягчение этой ненависти, а также
бракосочетание Тутмоса IV с иностранной принцессой, можно предположить, что Египет благосклонно
воспринял племя кочевников, пришедшее из близких к Миттании областей. Такое умонастроение египтян
подтверждают многие тексты табличек из Эль-Амарны. Так, министр иностранных дел Аменуфиса III,
отвечавший на пришедшую из Ханаана корреспонденцию, имел, очевидно, семитское имя Йанхаму. Следуя дальше
той же хронологической схеме, можно предположить, что монотеистические идеи Аменуфиса IV (Ихнатона) были
подсказаны ему Иосифом или, по меньшей мере, евреями. Кроме объяснения, предлагаемого о. Винсентом по
результатам раскопок Иерихона, эта гипотеза находит, по крайней мере, в наиболее правдоподобной своей
трактовке, также археологическое подтверждение в раскопках Асора и на стеле Мернептаха. Но зато, чтобы
последовать за ней, пришлось бы отождествить Хабиру из табличек Тель-эль-Амарны с евреями, поскольку эти
таблички датируются 1400-1350 годами, то есть как раз той эпохой, которая на два столетия предшествует
завоеванию Ханаана евреями.
Если же мы придерживаемся мнения Гарстанга, согласно которому взятие Иерихона имело место около 1400
года, то Исход следует датировать примерно 1440 годом, царствованием Аменуфиса II; тогда его
предшественник, Тутмос III, мог бы быть преследователем евреев и фараоном, который умер в то время,
когда Моисей находился в Мидьяне. Сам Моисей, умерший в таком случае в 120 лет, родился примерно в 1520
году, когда царствовал Тутмос I, чья дочь и подобрала младенца Моисея. Но ведь дочь Тутмоса I и есть та
самая удивительная Хатшепсут... Начав с отстранения собственного отца от власти, она самолично
реализовывала полномочия фараона вплоть до своей смерти, около 1484 года. В этот момент (Моисею примерно
40 лет) Тутмос II берет власть в свои руки и искореняет всякое воспоминание о ненавистной ему жене.
Реакция Тутмоса может совпадать с периодом, когда Моисей - протеже покойной царицы - вынужден бежать в
Мидьян.
То, что Тутмос I мог быть первым фараоном, преследовавшим евреев, не вызывает удивления, учитывая
антигиксосскую и - шире - антисемитскую реакцию первых фараонов XVIII династии.
Что касается Тутмоса III, то именно он усилил каторжные работы и еще более отягчил участь еврейских
рабов, что также нас не должно удивлять, если принять во внимание его необузданный характер и жестокую
реакцию против всего того, что могло бы напомнить ему о Хатшепсут. Его сын Аменуфис II в таком случае -
фараон Исхода, известный как прекрасный воин, но грубый и жестокий человек. В правление Аменуфиса III,
после сорока лет пребывания евреев в пустыне, могло состояться их вступление в Ханаан, и фараон-мистик
вполне мог оставить без ответа призывы о помощи, с которыми обратились к нему цари Ханаана перед
приближением евреев. С этим перекликается содержание табличек из Эль-Амарны, а также совпадает их
датировка.
Согласно этой схеме, вступление евреев в Египет могло осуществиться в правление гиксосов, около 1650
года, что кажется очень убедительным.
Однако надпись на стеле Мернептаха, по крайней мере в наиболее вероятной своей трактовке, входит в
противоречие с этой хронологической схемой так же, как и ряд датировок, основывающихся на раскопках в
Гасоре.
Наконец, согласно Монте, вступление в Египет евреев могло осуществиться при гиксосах, около 1650 года, а
их Исход - около 1230 года, при Мернептахе, что определило фактический срок пребывания евреев в Египте
(примерно 400 лет); однако эта новая схема входит в противоречие с правильной, согласно иудейской
традиции, трактовке Библии, которая очень четко ограничивает фактическое пребывание в Египте 210 годами.
Как видно, вопрос является весьма затруднительным, и настаивать категорически на одной из дат было бы
неправомерным. Сама библейская хронология не ясна, ибо, если вести летоисчисление от Адама к Исходу, мы
придем к одной дате; если же, наоборот, вести его от Соломона к Исходу - к другой. В самом деле, собирая
воедино все замечания, содержащиеся в книге Бытия относительно срока, который отделяет Адама от Исхода,
мы получим 2446 год. Делая расчеты на базе сопоставления еврейского календаря, восходящего к Адаму, с
христианским, мы придем к иной датировке Исхода - 1314 год до христианской эры. Однако, если мы
обратимся к очень точному указанию книги Царей (Первая книга Царей, 4:1) и отметим, что Соломон
построил Храм на четвертом году своего царствования, с момента Исхода в таком случае прошло 480 лет, а
датой Исхода будет 1450 год (принимая за основу 970 год как начало царствования Соломона: дата
вероятная, хотя и не установленная достоверно).
Период в 480 лет между Соломоном и Исходом может, впрочем, показаться удивительным. Эта не та цифра,
которую мы получаем, суммируя даты, указанные в Библии для событии, последовательно происходивших между
воцарением Соломона и Исходом (544 г .). Иосиф Флавий определял протяженность этого периода в 592 года,
что относит дату Исхода приблизительно к 1510 году. Впрочем, совершенно не доказано, что события,
последовательно переданные в Книге Судей, действительно были таковыми; напротив, есть много факторов,
свидетельствующих о том, что зачастую они происходили одновременно. А это, в свою очередь, определяет
интересующий нас период в 480 лет.
Единственной надежной базой, на которую можно было бы ссылаться, является летосчисление в обратном
порядке, установленное книгой Царей. Здесь, очевидно, нам остается лишь правильно обозначить точную дату
вступления на трон Соломона, однако мы опять столкнемся с главной проблемой внутренней хронологии Библии.
Если мы обозначим приблизительную дату Исхода 1440 годом (и в таком случае дату вступления в Египет
около 1650 г .), то эту дату подтверждают некоторые археологические открытия, в частности раскопки
Иерихона в трактовке Гарстанга, а также раскопки Эль-Амарны и Авариса. Тем не менее одно препятствие
сохраняется. Оно заключается в названии города Рамзеса, где работали евреи. Если Исход произошел около
1440 года, при Аменуфисе II, никакого Рамзеса в царских списках не могло появиться, тогда как с Исходом
в 1250 году при Рамзесе II это название прекрасно соотносилось бы. Данное возражение убедительно лишь
внешне. Ведь ничто не препятствует предположить, что какая-либо область в Египте носила имя Рамзеса
задолго до того, как оно стало принадлежать одному из фараонов. Рамзес - это теофорическое имя (сын Ра),
которое не выглядит удивительным в эпоху, близкую той, когда Аменуфис IV (Ихнатон) дает своей новой
столице также теофорическое имя Ихутатон.
Итак, мы окончательно останавливаемся на 1450 годе в качестве приблизительной даты Исхода.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|
|