Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

Песах - учителям

ОТ РАБСТВА   К  СВОБОДЕ
(темы для обсуждений в старших классах)

    У многих народов существуют чудесные сказки и великолепные героические легенды, описывающие зарождение народа.
    Еврейский народ, напротив, подчеркивает, что возник в доме рабства. С давних пор мы ежегодно отмечаем праздник Песах и пытаемся пережить заново боль, страдания, унижения, выпавшие на долю рабов. Мы учимся любить и ценить свободу и быть благодарными за освобождение.
    Почему ежегодно мы отмечаем свое происхождение от рабов? Какие силы и ценности заложены в памяти о рабстве, и как они могут повлиять на формирование нашего национального образа и на наши отношения с другими народами?
    Тора часто повторяет один из важнейших уроков, который нам необходимо усвоить из опыта рабства: перенесенные страдания должны научить нас ценить нашу свободу. Мы должны поэтому стоять на страже свободы других народов, живущих среди нас и находящихся под нашей властью: "И возлюбите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской" (Дварим 10:19). Из многочисленных предостережений Торы об уважении  к  пришельцам рабби Натан делает вывод: "Любезны пришельцы, ведь Он повсюду о них предостерегает". (Мехильта дерабби Ишмаэль, раздел Незикин, Мишпатим, глава 18)
    Часто поверхностное наблюдение за образом жизни человека может ввести нас в заблуждение. Мы можем представить себе человека, живущего в бедности и тяжело работающего, и тем не менее его жизнь будет соответствовать определению внутренней свободы в большей мере, чем жизнь иного человека, живущего в богатстве и роскоши.

РАБСТВО И СВОБОДА

    Глубокие размышления о значении понятий "свобода" и "рабство" раскрывают их неоднозначность: рабство не исчерпывается подчинением власти тирана, и с другой стороны. свобода - не только освобождение от тирании.
    В представленных материалах мы, при помощи первоисточников, рассмотрим понятия "рабство" и "свобода". Мы постараемся выяснить, что означало рабство для сынов Израиля.
    Является ли рабство только внешним подчинением, либо оно имеет и глубокие духовные и социальные аспекты? Как может народ рабов освободиться от рабского сознания и начать ощущать себя хозяином своей жизни и своего будущего?
    Из рабства народ Израиля вышел  к  свободе. Понятие свободы содержит в себе ряд сложных аспектов. Исход из рабства - это только первый этап на пути  к  новому миру, в котором также существуют обязательства и ограничения. Сыны Израиля вышли из египетского рабства, но сразу же приняли на себя "бремя Торы и заповедей". Переход от египетского рабства  к  дарованию Торы ставит новые вопросы: каков смысл "свободы", каковы отношения между свободой и системой законов и обязательств, а также в чем различие между покорностью людям и материальным благам и покорностью Богу.
    Не менее уместно обсудить понятия "рабства" и "свободы" применительно  к  сегодняшним реалиям. Все еще мы являемся свидетелями порабощения и эксплуатации нуждающихся взрослых и детей в разных концах мира. Многие государства по-прежнему отрицают самые основные права своих граждан. Но и в более простых и привычных рамках нашей жизни ежедневно возникают дилеммы, связанные с вопросами рабства и свободы.
    Является ли подчинение общественному нажиму, поведение согласно принятым нормам, покорность моде и правилам этикета признаками рабства? С другой стороны, является ли свободным человеком тот, кто дает волю своим инстинктам и желаниям и не считается с общественными нормами и давлением? И возможна ли вообще полная свобода от внешнего нажима и принуждения? Всегда ли мы умеем отличать наши желания от оказанного на нас давления? Когда мы заинтересованы действовать согласно принятым нормам, а когда - хотим с ними бороться? Какова цена и какова выгода от каждого принятого нами решения?
    Источники, которые мы рассмотрим в данном разделе, не дают ответа на все эти вопросы. Часть из них лишь подчеркивает существование вопросов. Одна из главных идей праздника Песах состоит в постановке вопросов (четыре вопроса), несмотря на то, что на вопросы нет однозначных ответов.
    Возможность задавать вопросы - это одно из наших основных прав, и Песах - "праздник свободы нашей" - приглашает нас подумать о значении свободы и рабства.

  РАБАМИ МЫ БЫЛИ
  "ЛУЧШЕ НАМ СЛУЖИТЬ ЕГИПТЯНАМ!"
  "РАБ ГОСПОДА - ЛИШЬ ОН СВОБОДЕН"?
  ОТНЫНЕ СВОБОДНЫ?
  СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ

ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ И РАБСТВА

      ПОНЯТИЕ "СВОБОДА"
Понятие "свобода" можно определить двумя способами - внешним и внутренним. Согласно внешнему определению, свобода человека выражается в его неподчиненности, в данной ему обществом и государством возможности выбирать без принуждения свои цели и пути их достижения.
Внутреннее определение говорит о внутренней способности человека быть хозяином своей жизни, владеть своими импульсами и инстинктами и направлять свои поступки  к  реализации своего жизненного предназначения так, как он его понимает.
Важно подчеркнуть, что при определении свободы, как способности человека реализовать свое жизненное предназначение, не дается ответа на вопрос, каково это реальное предназначение. Долг свободного человека выбрать и определить для себя цель жизни и лучшие пути для ее воплощения.

      ПОНЯТИЕ "РАБСТВО"
Раб - это человек, подчиненный другому человеку в качестве его личного имущества. Его законные права весьма ограниченны. Это внешнее определение рабства. Выше мы дали внутреннее определение свободы, намечающее пути, по которым человек направляет свою жизнь. Существует и внутреннее определение рабства. Согласно этому определению, раб - это тот, кто не владеет собственной жизнью, не определяет ее смысла и не направляет свои импульсы и поступки  к  определенной цели.
Часто поверхностное наблюдение за образом жизни человека может ввести нас в заблуждение. Мы можем представить себе человека, живущего в бедности и тяжело работающего, и тем не менее его жизнь будет соответствовать определению внутренней свободы в большей мере, чем жизнь иного человека, живущего в богатстве и роскоши.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine