|
Песах - учителям
ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ
(темы для обсуждений в старших классах)
РАБАМИ МЫ БЫЛИ
"ЛУЧШЕ НАМ СЛУЖИТЬ ЕГИПТЯНАМ!"
"РАБ ГОСПОДА - ЛИШЬ ОН СВОБОДЕН"?
ОТНЫНЕ СВОБОДНЫ?
СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ
СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ
Раздел пятый
Шемот 13:4
Сегодня выходите вы, в месяц весенний.
Песнь песней 2:10
Молвил друг мой, сказал мне: "Встань, подруга моя, прекрасная моя, ступай за мною. Ибо осень
прошла, дождь миновал. Цветы показались на земле, время пения настало, и голос горлицы слышен в
стране нашей. На смоковнице завязались плоды, и виноградные лозы в цвету благоухают. Встань же,
возлюбленная моя, прекрасная моя, ступай за мною".
Материалы для обсуждения
Праздник Песах - весенний праздник. В месяц нисан, "месяц
весенний", природа начинает пробуждаться от зимнего сна: пригревает солнце после зимних дождей и
холодов, урожай начинает поспевать, созревает ячмень, на смоковницах завязываются плоды, цветут
виноградные лозы. начинается новый земледельческий цикл: обрезание лозы. сбор урожая ячменя...
Через все предложенные к рассмотрению материалы красной нитью проходит тема -
переход от рабства к свободе. Весна - это время освобождения, время воссоединения с природой. И
именно в это время сыны Израиля вышли из Египта. В заключительной части мы решили коротко рассмотреть
связь между пробуждением природы и праздником свободы, и связь между свободой и любовью.
Согласно традиции, книга "Песнь песней" читается в Песах. Связь между Песнью
песней и Песахом проявляется не только в том, что книга проникнута духом весны.
1.
Традиционные комментаторы понимают Песнь песней как гимн, повествующий о любви между Израилем
(возлюбленная) и Богом (возлюбленный). Песнь песней изображает расцветающую любовь, минуты боли,
горечи и потерь в отношениях между возлюбленными, и главным образом, непретворимое в жизнь ожидание
полной реализации чувств. В Песах, вспоминая исход из Египта и скитания народа по пустыне, мы, в
сущности, повествуем о юности народа и о любви между Израилем и Всевышним, о союзе, полном
предчувствий и разочарований. Любовь, описанная в Песне песней и уподобленная отношениям Бога с
народом Израиля, поднимает вопрос: является ли любовный союз лишь союзом свободы, а может быть, и
союзом "рабства", связью, содержащей в себе новые требования и обязательства.
2.
Юность, первая любовь, как они изображены в Песне песней, выражают глубокую суть свободы: герои
резвятся в полях, поют, танцуют, забыв почти обо всем в мире, кроме своей любви (но только почти -
мир стучится к ним в двери, и не позволяет им забыть о своем существовании), они живут только своей
любовью. Свобода, описанная в Песне песней, соответствует духу Песаха - освобождению из Египта, из
дома рабства и вступлению в новые особые отношения с Господом.
Темы для обсуждения
1. Что символизирует приход весны в приведенных строках?
2. Песнь песней читается в синагогах в праздник Песах. Попробуйте
предложить различные объяснения связи между книгой и праздником.
3. В Песне песней тесно переплетается описание любви с описанием весны.
Существует ли, по-вашему, связь между весной и любовью? Есть ли вообще связь между чувствами и временами
года?
4. Песнь песней читается в Песах. Существует ли связь между свободой и
любовью? Подумайте о различных видах любви: любовь к родителям, любовь к друзьям, любовь к Богу. Есть
ли связь между ними и свободой? Есть ли в любви противоположные признаки - признаки рабства?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные цитаты из первоисточников помогают раскрыть
смысл понятий "рабство" и "свобода" и всей сложности перехода от рабства к свободе. Мы попытались
понять внутренний мир раба, ощущение страха, страдания и муки рабства, и вместе с тем, огромную
тревогу, заключенную в решении принять ответственность на себя и жить свободной жизнью.
Первоисточники обратили наше внимание на тот факт, что исход из рабства не
означает перехода к беззаботной жизни. Свобода - это не анархия. Не существует жизни без законов,
правил и ограничительных рамок. Народ Израиля превратился из горстки рабов в Божий народ. И в нашей
жизни переход от жестких рамок, кажущихся нам "рабством", происходит всегда в иную систему законов и
обязательств, только на этот раз вступление в новую систему совершается на основе личного выбора, на
основе ощущения человека хозяином собственной жизни.
Песнь песней, читаемая в праздник Песах, наглядно демонстрирует сложность
связи между любовью и выбором свободы, и тонкую черту, разделяющую свободу и рабство в жизни вообще,
и в жизни любящего человека, в частности.
Долг передачи следующим поколениям традиции рабства и избавления подчеркивает
вечность понятий "рабства" и "свободы", а также роль родителей, общины и семьи в поиске смысла в
нашей жизни. Исход из Египта, по мнению еврейской традиции, не только далекое историческое прошлое,
но и постоянная личная и общественная задача поиска тех видов "рабства", в которых мы пребываем, и
извечная попытка освободиться от них и выйти к свободе, при всей ответственности, связанной с этой
нелегкой задачей.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|