Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

Песах - родителям

Занимательно об Агадот
  В  кругу семьи
Кашерование для Песаха
Любимые рецепты праздника Песах

Занимательно об Агадот

 В  каталоге Авраама Яари из библиотеки Иерусалимского Университета более 2200 печатных изданий Агады на 23 языках и комментарии к этой книге 425 авторов. Существует 876 изданий, иллюстрированных 56 художниками, оставившими свои подписи, и множество изданий с иллюстрациями анонимных художников.
Первая дошедшая до нас печатная Агада датируется 1482 годом. Она была опубликована  в  Испании, и единственный уцелевший экземпляр ее хранится  в  Национальной библиотеке Иерусалима.

Первая иллюстрированная Агады была напечатана  в  1515 году  в  Константинополе, но от нее сохранились лишь две страницы.
По предположениям ученых, Сараевская Агада была составлена около 650 лет тому назад  в  Испании. Ее красочные рисунки иллюстрируют события еврейской истории, начиная от сотворения мира. Моисей (Моше Рабейну) изображен во весь рост на горе Синай со скрижалями Завета  в  руках и со сверкающим взором, обращенным вверх. Он окружен дымом и языками пламени. Своеобразный стиль арамейских изречений этой Агады напоминает об эпохе гаонов.

Иллюстрированная страница из "Золотой Агады" (Испания XIV  в .)

Среди древнейших рукописных Агадот с иллюстрациями - "Книга спасения" писца Йоэля Бен-Шимшона, жившего  в  Германии  в  ХV  в . Он изготовил ее по заказу мецената Натана Бен-Шломо.  В  этой Агаде, как и во многих других, говорится не только об избавлении израильтян от

"Пасхальная Агада" (Германия, 1400)

египетского рабства, но и о грядущем спасении всего еврейского народа. Ее ровесница, Дармштадская Агада, была составлена писцом рабби Исраэлем бен Меиром из Гейдельберга. Среди ее комментариев обращает на себя внимание рассказ о кровавом навете  в  городе Минцбурге  в  1188 году, но чудесное вмешательство провидения спасло местных евреев от погрома.

"Пасхальная Агада" (Нюрнберг, Германия, XV  в .)

"Пасхальная Агада" (Германия, XV  в .)

Во многих Агадот, помимо комментариев и иллюстраций к пасхальному сказанию, есть и фольклорный материал: стихи на злобу дня, забавные истории, бытовые рисунки и даже сочные ругательства и проклятия  в  адрес наших врагов (обычно после молитвы "Излей гнев Свой...").  В  Пражской Агаде обращает на себя внимание следующая шутка ( в  том месте, где говорится о "горькой зелени"): "существует обычай, что мужчина при этом указывает на женщину, так как сказано, что дурная жена горше смерти".

 В  Агадот, изданных  в  странах Востока и Средиземноморья, приводятся стихи известных средневековых поэтов, живших  в  Испании - Шломо Ибн-Габироля, Иегуды Галеви, Ицхака бен Гиата и др.
Среди комментаторов Агады - десятки видных ученых, философов, богословов, каббалистов, раввинов. Назовем рабби Моше Аль-Шейха из Цфата (XVI век), рабби Магарала из Праги (XVI век), Виленского гаона рабби Элиягу бен Шломо-Залмана (XVIII век), прославленного Дубновского проповедника Якова Кранца (XVIII век).


Богатый испанский еврей исполняет заповедь цдаки перед праздником Песах: бедняки получают мацу и харосет (XIV  в .)

Первая печатная Агада с комментариями Дона-Ицхака Абарбанеля (XV век) была издана  в  1505 году  в  Константинополе.
Знаменитая Сараевская Агада (XIV век) отнюдь не создавалась  в  городе Сараево, и даже не на Балканах. Она получила свое название по музею города,  в  котором хранится. Ученые считают, что она родом из Испании или из Прованса.
К числу лучших иллюстрированных печатных Агадот относится Пражская Аагада 1526 года. Это - превосходная книга с великолепными гравюрами братьев Шварц (Шахар). Их инициалы фигурируют на одной из гравюр. Она была напечатана вторично там же  в  1550 году.


"Золотая Агада"
(Испания XIV  в .)

 В  качестве самостоятельного сборника Агада появилась лишь  в  XIII веке. Ни один литургический манускрипт не украшался столь прекрасными и многочисленными иллюстрациями, как первые оттиски Агады. Знаменитый печатник Гершон Коген (Кац), живший  в  XVI веке, так объясняет  в  своей Агаде происхождение иллюстраций: "чтобы дети не заснули", так как Седер затягивается до глубокой ночи.
К числу лучших иллюстраторов Агады искусствоведы относят художников XVIII века Йосефа бен Давида Лейпника из Альтоны, Авраама Софера из Эрингена, Натана бен Шимшона из Мезериаса, Агарона бен Бинъямина Вольфа из Гевича.

Начиная с XVIII века рукописные Агадот становятся редкостью, иллюстратор превращается  в  гравера, работающего рука об руку с печатниками. Известно около двухсот иллюстрированных изданий, напечатанных до 1850 года.
Венецианская Агада 1609 года выгодно отличается от многих более ранних изданий тем, что ее рисунки иллюстрируют и дополняют текст, а не только украшают книгу.  В  этом причина ее большой популярности.  В  течение столетий эта Агада многократно переиздавалась  в  разных городах Италии и за ее пределами.
Амстердамская Агада 1695 года напечатана подмастерьями Ашером Амшелем и Иссахаром Бером  в  мастерской Моше Космана Эммерика. Ее украшают гравюры и офорты прозелита Авраама бар Яакова,  в  прошлом - протестантского священника.  В  числе иллюстраций - карта Древней Иудеи, показывающая путь скитания евреев  в  пустыне. Второе издание было выпущено  в  1712 году Шломо-Йосефом Пробсом.


Карта Эрец-Исраэль (рисунок Авраама бар Яакова, 1695 год). После того, как еврейский народ вышел из Египта, был произведен раздел земли Израиля между 12 коленами. На карте изображено, какой надел получило каждое из них


Зигмунд (Ашер) Форст. Агада, 1941

Около 300 Агадот издали киббуцы и мошавы Эрец-Исраэль еще до образования государства Израиль.  В  них, кроме традиционных пасхальных сюжетов,

видное место занимает тема весны, возрождения природы, сельскохозяйственных работ, алии, обороны и т. д. Публикуется много актуальных материалов, стихов и песен.  В  некоторых Агадот тексты современных авторов преобладают над традиционными текстами.

Многими замечательными рисунками украшены пасхальные блюда, кубки, бокалы, посуда. Но далеко не все знают, что  в  древние времена вплоть до конца средних веков, нередко украшали узорами и рисунками... мацу. Такое украшение было очень трудным делом, так как опресноки ни  в  коем случае не должны


Саул Раскин. Агада, 1941

были закваситься.  В  распоряжении художника были считанные минуты. Позднее, чтобы не осталось никаких сомнений  в  кошерности мацы, раввины наложили запрет на такого рода украшения.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine