|
ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - МУЗЫКА МИРОЗДАНИЯ
Рабби Носсон Шерман
ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ
Одной из наиболее трудных для понимания и исполнения
является заповедь: "Возлюби Г-спода, Б-га твоего". Эта заповедь
вечна. Она не имеет границ, потому что любовь не имеет предела. Но человека нельзя заставить любить,
так как известно, что любовь не может возникнуть по чьему-либо требованию. Поэтому на протяжении
многих веков праведные люди пытались найти пути выявления в человеке любви к Б-гу , чтобы затем
развивать, усиливать и обновлять это чувство. Тот, кто постоянно чувствует в себе присутствие Б-га ,
использует любую возможность, чтобы подчеркнуть свою связь с Ним. Каждое радостное событие или
исполнение желания - это Его дар, благодаря которому любовь к Нему может только усилиться. Каждая
минута горя и отчаяния - проявление Его гнева, в результате чего усиливается страх перед Ним.
Впрочем, в глазах праведников то, что кажется гневом, - лишь обратная сторона
Его милости, которую обычный человек не в силах постичь. Праведники используют все свои человеческие
чувства, такие как радость, любовь, власть, мудрость, для того, чтобы лучше понимать Б-га . Любовь -
чтобы любить Его. Страх - чтобы служить Ему. Радость - чтобы радоваться Ему. И так далее.
ЛЮБОВЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЕМУ
В истории нашего народа не много было таких волнующих
событий, как встреча Яакова и Йосефа в Египте после двадцатидвухлетней разлуки. Все эти годы Яаков
считал, что лучшего из его детей давно уже нет в живых. "Теперь я могу умереть,
потому что видел твое лицо, и ты еще жив" (Берешит, 46:30).
Так сказал Яаков во время их встречи. Чем ясней мы понимаем, что значил Йосеф
в жизни Яакова, и чем более проясняется та роль, которую суждено было сыграть потомкам Йосефа в
будущей истории нашего народа, тем понятнее нам та радость, с которой Яаков встретил Йосефа. Однако в
строках, повествующих об этой встрече, есть нечто необычное. Смотрите:
"Запряг Йосеф свою колесницу и поднялся навстречу Израилю, своему отцу, в
Гошен. И явился к нему, и пал на его шею, и долго плакал" (Берешит, 46:29).
Известно, что Яаков любил сына, по крайней мере, не меньше, чем тот его.
Почему же только Иосеф обнимал его и плакал? Почему Яаков не припал к груди Йосефа, не заплакал от
радости? Мудрецы объясняют, что в это время он читал Шма!
На первый взгляд такое поведение кажется странным. Неужели Яаков не нашел в
тот день другого времени, чтобы прочесть молитву? Как могло случиться, что он читал молитву в момент
наивысшего волнения? Случайно? Нет, решение Яакова прочесть молитву было не случайным. Оно было
вызвано именно важностью встречи, а отнюдь не равнодушием к этому радостному событию.
Вряд ли мы можем полностью представить себе, что чувствовал и вспоминал Яаков
перед встречей с Йосефом. Тора, подчеркивая напряженность момента, называет Яакова Израилем. Имя
Израиль было дано ему в память о том, что "с ангелами и людьми состязался ты
и превозмог" ( Берешит, 32:29). Яаков называется Израилем только в моменты наивысшего
духовного подъема. В строках, предшествующих описанию встречи с Йосефом, он назван Яаковом, так как
боялся последствий своего переезда в Египет. Но, ожидая Йосефа, он был Израилем - радостным,
уверенным, полным благочестия.
И вот, наконец, Йосеф приезжает. Яаков переживает такой подъем чувств, какого,
возможно, не испытывал никогда ранее. Любой отец излил бы все эти чувства на вновь обретенного
ребенка - обнимал бы его, целовал, задавал бы вопрос за вопросом, смотрел бы на него и плакал. Любой,
но не Яаков. Испытав необычайно сильное чувство, он обратил его к Б-гу . Он решил, что если привелось
испытать такую сильную любовь, он обязан прочесть Шма и направить эту любовь на выполнение заповеди,
которая велит любить Б-га .
Самодовольство и величие несовместимы. Даже такой человек как Яаков, названный
Израилем, всегда может обрести новое знание. Обретя его, он его использует только для того, чтобы
добавить новую грань к своей вере в Б-га .
ЛЮБОВЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕБЕ
Однажды Хафец Хаим, вспоминая своего умершего сына,
рассказал короткую историю о том, как простые люди находили в себе силы в самых страшных испытаниях
думать, прежде всего, о Б-ге . Вот эта история. Во время резни и ужасных погромов, организованных
Богданом Хмельницким и его казацкими ордами, был убит еврейский мальчик, единственный сын у одинокой
вдовы. Склонилась она над телом своего сына, обливаясь слезами, затем подняла голову и сказала:
"Властитель мира, до сих пор половина моей любви принадлежала Тебе, а половина - моему сыну. Теперь,
когда мой сын мертв, я отдаю Тебе всю свою любовь".
Свой печальный рассказ Хафец Хаим заключил словами: "Конечно, по мере сил я
стараюсь служить Г-споду. Но я всего лишь человек. Как ни люблю я Б-га , часть моей любви принадлежит
детям. Теперь, когда моего сына нет в живых, я, как та еврейская мать, возьму свою любовь и отдам всю
ее Б-гу ".
В этих словах заключена такая безусловная преданность Б-гу , которую почти
невозможно постичь. Такое величие, возможно, естественно для святого Хафец Хаима, но откуда оно у
неграмотной еврейской вдовы из Польши? Верно отметил рабби Иерухам Львовиц: "Мы смирились с тем, что
не можем постичь духовное величие Авраама, Ицхака и Яакова. Но это не совсем верно. Нам недоступно
даже духовное величие наших бабушек".
Слово любовь потеряло свою ценность в современном языке. Сегодня оно употребляется
как синоним полного удовлетворения желаний, но это означает нечто совсем иное. Один из корифеев
Мусара сказал: "Если человек говорит: "Я люблю цыпленка", - это не значит, что он любит цыпленка, -
он любит себя. Если бы он любил цыпенка, он не убивал бы его и не ел".
В Торе слово любовь употребляется в его первоначальном значении. Человек,
который действительно любит Б-га и служит Ему, отрекается от жизни для самого себя. Он не потому
служит Б-гу , что боится наказания за то, что осмелился противопоставить себя воле Г-спода. И тем более
он служит Б-гу не потому, что ожидает награды. Тот, кто действительно любит Б-га , служит Ему по одной
единственной причине: потому что в этом заключается Его воля. Какая мать, не жалеющая для своего
ребенка ни покоя, ни сна, мечтает лишь о том времени, когда она станет старой и ее ребенок в награду
за ее бессонные ночи будет заботиться о ней? Настоящая любовь бескорыстна. Нет более высокого чувства,
чем любовь - если она, конечно, подлинная. Чем искренней любовь, тем более забывает любящий о
собственной выгоде.
Способность испытывать столь Б-жественное чувство - любовь - один из даров
Б-га . Благодаря этой способности человек может посвятить всего себя Б-гу . Один из первых хасидских
мудрецов сказал: "Если б я мог поменяться местами с Авраамом, я бы на это не пошел. Потому что это не
прибавило бы славы Г-споду - ведь существовать мог только один Авраам!" Из этих слов видно, что его
не ослепляла гордость от того, что он мог быть на месте Авраама. Если Б-г пожелал иметь лишь одного
Авраама, то не все ли равно, кто из людей им был?
Еврейское слово "любовь" означает в арамейском языке "отдавать". Любить - значит
отдавать. Подлинная любовь бескорыстна, и, если в ней присутствует элемент эгоизма, - это не любовь.
Песнь Песней - музыка мироздания (продолжение)
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|
|