Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - МУЗЫКА МИРОЗДАНИЯ

Рабби Носсон Шерман

ПОЛЕ БИТВЫ

    Стремление человека возвысить свои чувства и желания для того, чтобы достичь духовного совершенства, достойно похвалы. Более того, оно всегда желанно, ибо без этого человек не может выполнить своего назначения на Земле. Для того, чтобы человек мог выполнить назначение, данное ему   Б-гом , необходимо взаимодействие между телом и душой. Именно поэтому душа и была заключена в тело. Иначе достаточно было бы существования ангелов. Однако не ангел, а человек призван быть судьей в сражении между душой и телом, в сражении, которое никогда и нигде не прекращается. Битва происходит и в самом неопытном и невежественном ученике, и в самом великом и святом мудреце. Школьнику приходится подавлять в себе различные соблазны, чтобы по вечерам или в субботу уделить лишних 15 минут изучению Торы. Мудрецу приходится заглушать в себе внутренний голос, который говорит ему, что 18-ти часов усердных занятий и молитв в день вполне достаточно. Сцены, на которых происходят эти сражения, удалены друг от друга, как наша гостиная от горы Синай, но битва продолжается.
    Существуют святые, для которых их тело - лишь вместилище души. Эти люди восторжествовали над своей слабой плотью. Со слов мудрецов известно, что для Яакова умереть было так же легко, как снять одежду или вытащить волосок, попавший в молоко. Он достиг полного совершенства, при котором его тело, а вместе с ним и желания с легкостью подчинялись велениям души.
    На другом полюсе духовной шкалы находятся люди низкие и корыстные. Их душа, священная и данная  Б-гом , не живет, а умирает в них. Существование таких людей настолько бездуховно и приземленно, что, в конце концов, их души прекращают стремиться к духовности и терпят окончательно поражение. В мире нет ничего печальнее их участи, поскольку они сами себя лишили будущей жизни.

ВОЗВЫШЕННЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ

    Какова бы ни была цель борьбы между душой и телом, человек должен направлять свои желания к возвышенной цели. "Исправить" таким образом можно любое желание, каким бы "низким" оно ни было. Например, желание победы - а им одержимы многие люди - следует направить так, чтобы показать, что нельзя позволить восторжествовать врагам Торы. Желание славы и известности уж, кажется, совсем из самых порочных - следует перевести в желание увеличить славу  Б-га  и добиваться признания Его величия. Желание успеха в личных делах должно уступить место радости от любого дела, которое увеличивает славу Торы.
    Человек должен понимать, что даже способность к наслаждению дана ему  Б-гом  не случайно. Умение наслаждаться показывает, что если земные радости могут приносить столь глубокое удовлетворение, то, что можно сказать о поисках радости духовной?
    "В мире грядущем праведные не будут ни есть, ни пить, но сидеть с коронами на головах и наслаждаться  Б-жественным  Сиянием. Как сказано в Талмуде: "И узрели они  Б-га , и ели, и пили". Они так наслаждались  Б-жественным  Присутствием, что не нуждались в питье и пище" (комментарий Раши).
    Итак, в Устном Учении сравнивается наслаждение  Б-жественным  присутствием и удовольствие, получаемое от еды и питья. Нашему пониманию недоступно восприятие  Б-жества . Люди из плоти и крови настолько же способны представить  Б-жественное  присутствие в Мире Грядущем, как слепой - краски заката. Однако Писание помогает нам, утверждая, что наслаждения будущего мира - это увеличенное во много раз удовольствие от пышного дружеского пира, на котором ради праздника не жалеют ни яств, ни чудесных вин.
    Отсюда отнюдь не следует, что Писание учит всего лишь тому, что духовную радость можно ощущать вполне реально. Оно учит нас, как правильно воспринимать лир, в котором мы живем.
    Одному доставляет наслаждение роскошный пир - представьте себе, что же принесет ему Мир Грядущий! Другой благодарен начальнику, который ценит его преданность и труд, - какова же будет награда  Б-га ! Третий помогает нищему калеке или богатому дельцу, которому угрожает крах, - представьте, насколько более велика милость  Б-га !
    Нет человека более святого, чем тот, который может посвятить себя без остатка  Б-гу . Тогда все чувства для него становятся лишь вехами на пути к благочестию. Яаков чувствовал любовь, и это чувство вылилось в признание того, что  Б-г  Един и присутствует во всем. Убитая горем вдова склонилась над мертвым сыном и посвятила все свое сердце  Б-гу .

ВЫСШАЯ ФОРМА ЛЮБВИ

     Б-г  возлюбил Израиля и с тех пор Он принадлежит ему.
    Мудрецы спрашивают: "Что написано в тфиллин Властителя мира?" В них написано: "Кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на Земле?"
    Тфиллин, повязанные на руке и голове, - сила и мудрость всех евреев, символ нашей вечной, неразрывной связи с  Б-гом . Наши тфиллин содержат главы из Писания, утверждающие, что  Б-г  Един, что Он награждает и наказывет, что Он спасает, а также освящает нас. Это написано в наших тфиллин. А что написано в Его тфиллин? - Что Израиль единственный на Земле и что  Б-г  и Израиль связаны между собой и бескорыстно преданы друг другу.
    Это и есть высшая форма любви, о которой говорится в Песне Песней, священнейшей из священных книг.
    Неслучайно такое толкование Песни Песней идет именно от рабби Акивы. Его историю все хорошо знают. В сорок лет, будучи неграмотным пастухом, он настолько презирал знатоков Торы, что никогда не упускал возможности показать им свое презрение. Рахель - дочь одного из самых богатых людей Израиля - увидела искру  Б-жью  в простом пастухе. Она вышла за него замуж, лишившись и наследства, и семьи отца, которая отвернулась от нее. Супруги жили в крайней нищете. Бывший пастух начал изучать Тору, и жена послала его учиться в ешивах рабби Элиэзера и рабби Иошуа - великих мудрецов того времени. Через двенадцать лет Акива вернулся, было, домой, чтобы повидать свою жену, но случайно услышал, как соседи насмехаются над ней, говоря, что ее бросил невежественный муж.
    "Да, он изучает Тору, - ответила Рахель. - Ничего страшного, если он потратит еще двенадцать лет на ее изучение". Рабби Акива услышал это и вернулся в ешиву, так и не повидавшись с женой. Через двенадцать лет он вернулся с 24 тысячами учеников. Он стал рабби Акивой - учителем всего Израиля. Рахель, одетая в лохмотья, пробралась сквозь толпу, окружавшую его, и бросилась к его ногам. Ученики рабби Акивы были возмущены дерзким поступком незнакомой женщины. Они подошли, чтобы увести ее, но рабби Акива остановил их движением руки: "Оставьте ее, ибо все, что я знаю из Торы, и все, что вы знаете из Торы, принадлежит ей".
    Рабби Акива на примере своей жизни узнал, что значит бескорыстная преданность. Благодаря этой преданности озлобленный пастух стал самым великим человеком своего времени. Кто лучше него мог постичь священный смысл Песни Песней?

Песнь Песней - музыка мироздания
(продолжение)

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine