План-конспект
Урока традиции для учащихся 5-8 классов.
Тема урока: |
Законы праздника Пурим. |
Материалы к уроку: Мегилат Эстер,
книга Ктувим (Писания), Трактат Мегила, Сидур, кроссворд.
Ход урока
I. Организация класса.
Приветствие класса;
Проверка готовности к уроку.
На партах должны быть подготовлены все источники о празднике Пурим
(см. Материалы к уроку.)
II. Актуализация опорных
знаний учащихся. 1. Решение кроссворда.
Работа проводится фронтально или по группам.
По вертикали:
1. Страна, в которой произошло чудо Пурима.
2. Противоположность обычному дню.
4. Дядя Эстер.
7. Бывшая жена царя Персии.
8. Царица, спасшая еврейский народ.
12. Шумовая игрушка для Пурима.
13. Традиционное блюдо на Пурим.
14. Праздничная трапеза.
15. Заповедь, направленная на помощь бедным. |
|
По горизонтали:
3. Месяц, в котором отмечают праздник Пурим.
4. Что мы обязаны читать в Пурим?
5. Известная заповедь Пурима.
6. Царь Древней Персии.
10. Амалек В Персии.
11. Символ смеха и веселья.
16. Что мы надеваем в Пурим? |
|
15. |
|
|
|
13. |
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД:
1.Персия, 2.Праздник, 3.Адар, 4.Мордехай, 5.Мишлоах манот, 6.Ахашверош, 7.Вашти, 8.Эстер, 10.Аман,
11.Шут, 12.Раашан, 13.Уши Амана, 14.Сеуда, 15.Матанот леэвйоним, 16.Маскарадный костюм (ответы,
состоящие из двух слов, вписыватся в клетки кроссворда подряд, без пробела)
III. Мотивация учебной
деятельности и объявление темы урока.
Учитель: Вы многое уже знаете о событиях праздника
Пурим. Но для того, чтобы глубже понять законы праздника, необходимо изучить текст Мегилат Эстер,
уметь ориентироваться в тексте, а также знать и понимать значение и смысл заповедей Пурима.
IV. Постановка проблемных
ситуаций.
Пользуясь текстом Мегилат Эстер, ответьте на вопросы:
1. Почему праздник получил название "Пурим"?
2. Кто принял решение о названиях праздника?
Для учителя: Ответы на вопросы.
В первый месяц, то есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Ахашвероша, бросали перед Аманом пур,
он же жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого, он же месяц Адар.
Свиток Эстер, 3, 7. |
Как Аман, сын Амдаты Агагитянина, враг всех иудеев, задумал погубить иудеев и
бросал пур, он же жребий, об истреблении и погублении их. И как предстала Эстер перед царём и тот
приказал новым письмом: пусть обратится злой замысел Амана, что задумал он против иудеев, на его же
голову! И повесили его и сыновей его на дереве. Поэтому и назвали эти дни Пурим - от слова пур.
Свиток Эстер, 9/ 24-27. |
3. Подумайте, могли ли назвать евреи этот праздник по-другому?
(ответы учеников).
4. Какое бы название праздника предложили вы сами. Обоснуйте свой ответ.
(ответы учеников).
5. Когда воевали и когда успокоились евреи Персидской империи?
(Мегилат Эстер, гл. 9, стихи 1-2, 17)
6. Когда воевали и когда обрели покой евреи столицы Шушан?
(Мегилат Эстер, гл.9, стихи 1-2, 13, 18)
7. Что вошло в основу установления дней празднования Пурим в Эрец-Исраэль и
вне его?
(В городах, обнесённых стеной Пурим празднуют 14 Адара, а во всех
остальных - 14 и 15 Адара - Мегилат Эстер, гл.9, стихи 19-22)
8. Заполните, как представлено ниже, таблицу в соответствии с событиями,
описанными в Свитке Эстер - когда евреи сражались и когда устраивали праздничные торжества?
|
13 Адара |
14 Адара |
15 Адара |
|
Во всех областях
Персидской империи |
сражались |
праздновали |
праздновали |
Сегодня отмечают во
всём мире |
В городе Шушан |
сражались |
сражались |
праздновали |
В городах, обнесённых
стеной |
9. Назовите героев Мегилат Эстер
(Ахашверош, Аман, Мордехай, Эстер, Иудеи)
10. Какие изменения происходили с каждым из героев?
(Ответить на вопрос вам помогут такие главы:
2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 20.)
11. Найдите отрывки, в которых дано указание на заповедь чтения Мегилат
Эстер.
(Мегилат Эстер, гл.9, стихи 20-22, 28.)
12. Есть ли в Мегилат Эстер указание на соблюдение других законов праздника
Пурим?
(Да, гл.9, стих 22. В них есть указание на заповеди:
"Мишлоах манот" - посылание явств друг другу;
"Матанот ле-эвйоним" - подарки бедным и нуждающимся; "Сеуда" - праздничный пир и веселье.)
V. Обобщение и систематизация
материала.
Учитель: Итак, какие же главные заповеди праздника Пурим?
1. Чтение Мегилат Эстер.
2. Мишлоах манот - посылание явств друг другу.
3. Матанот ле-эвйоним - подарки бедным и нуждающимся.
4. Сеуда - праздничный пир и веселье.
Рассказ учителя.
Особенности законов праздника Пурим.
1.Чтение Мегилат Эстер.
Мегилат Эстер следует читать дважды: вечером и утром. Первый раз - от момента наступления праздника
(вечером) и до рассвета; второй раз - от восхода солнца до его захода.
Слушать чтение Мегилат Эстер обязаны все - и мужчины, и женщины.
Желательно читать Мегилат Эстер в синагоге, всей общиной.
Для выполнения этой заповеди можно отложить все другие заповеди, кроме похорон еврея.
Слушающий также выполняет заповедь, как и читающий, если старается расслышать каждое слово.
Хорошо, если каждый человек будет иметь свой пергаментный свиток и читать по нему шёпотом вслед за
общим чтением. Если такого нет, то можно читать по Хумашу (Пятикнижие, Ктувим).
Мегилат Эстер называет себя "игерет" - письмо, послание. И так как письма принято полностью раскрывать
перед чтением, а не разворачивать по мере прочтения. Мегилат Эстер разворачивается на столе так, что
полосы его складываются одна под другую, как страницы книги. Свиток не сворачивают двумя "роликами" (как
свиток Торы), между которыми оказывается полоса, которую сейчас читают.
Слова "В ту ночь не спалось царю..." читаются громче обычного, так как в этом и заключалось чудо, с
которого началось спасение.
Имена 10 сыновей Амана произносят на одном дыхании для того, чтобы подчеркнуть, что они были убиты и
повешены вместе и погибли одновременно.
2. Мишлоах манот - посылание
явств друг другу.
Заповедь распространяется и на женщин и на мужчин.
Необходимо посылать 1-2 посылки, в которых содержится не менее двух различных продуктов.
Посылать следует только готовые продукты и напитки, которые могут быть съедены немедленно и не требуют
обработки или варки.
Чем больше посылок мы отправляем, тем лучше, но предпочтение нужно отдавать бедным, нежели друзьям и
знакомым.
Даже самый бедный человек должен отправлять продуктовые посылки; если у него нет никакой возможности
это сделать, он может разделить свою трапезу с другим бедняком и тем самым выполнить заповедь.
Нельзя исполнить заповедь, послав денежный или другой подарок - только продуктовую посылку.
Следует посылать красивые и вкусные блюда.
Лучше вручать посылку лично, но если нет такой возможности - не беда, ведь "мишлоах" - это отправка, и
она возможна с помощью курьера.
Заповедь должна быть исполнена в дневное время.
Человек в трауре свободен от этой заповеди.
3. Матанот ле-эвйоним - подарки
бедным и нуждающимся.
Заповедь передана нам пророками.
Следует сделать не менее двух подарков бедным людям, по одному каждому из них.
От исполнения этой заповеди не освобождается никто - даже нищий, живущий на милостыню.
Подарок может быть любым: деньги, еда, питьё, одежда. Если подарок денежный, то денег должно быть
столько, чтобы можно было купить кусок хлеба, весом в три яйца.
Подарки вручаются днём, лучше, если сразу после утреннего чтения Мегилат Эстер.
Необходимо стремится к тому, чтобы получатель подарка имел возможность воспользоваться им ещё в Пурим,
хотя и не обязательно.
Нельзя вручать подарки заранее, чтобы они не были съедены или истрачены задолго до праздника.
"Пуримские подарки" отдают всем, кто об этом просит; не принято проверять, действительно ли
обращающийся к нам человек беден и нуждается в помощи.
Тот, кто не нашёл бедных людей, которым он мог бы вручить своё пожертвование, должен присоединить его
к другим благотворительным пожертвованиям и хранить у себя, пока не найдёт того, кому он мог бы его
отдать.
Заповедь предписана всем - и мужчинам, и женщинам.
4. Сеуда - праздничный пир и
веселье.
Одна из главных заповедей праздника Пурим.
Обязывает устраивать богатую праздничную трапезу, есть мясо и пить вино, радоваться и веселиться.
Устраивается днём, после обеда.
Если Пурим приходится на пятницу, то трапезу начинают гораздо раньше и заканчивают задолго до захода
солнца для того, чтобы можно было есть в субботу с аппетитом.
Есть другой обычай, позволяющий продолжать сеуду до ночи, чтобы она перешла в субботнюю после Кидуша
(благословение на вино в Шаббат). От этого трапеза становится ещё более праздничной.
Обязанность пить вино: "Каждый человек обязан опьянеть в Пурим до такой степени, чтобы не видеть
различия в выражениях "Проклятый Аман" и "Благословенный Мордехай".
Вино в Пурим много значит:
- Вашти погибла после того, как вино помутило ей рассудок, и её место заняла Эстер;
- Аман тоже погиб после пира, который устроила Эстер;
- Возвышение Амана произошло после того, как евреи согрешили, приняв участие в пире Ахашвероша, где они
пили царское вино.
В Пурим принято есть семена в память о том, что их ела Эстер, так как она не ела некошерные блюда.
Главное в этой заповеди - принести радость нуждающимся, нежели устраивать пышную трапезу.
Праздничную трапезу в Пурим принято устраивать ближе к вечеру, а не утром, как в субботу и другие
праздники, так как утром все заняты подготовкой и рассылкой подарков.
Пир имеет и духовное значение - очищает душу, как пост в Йом - Кипур.
Телесная святость не менее важна, чем душевная, и прославление Всевышнего в низших мирах важнее и
значительнее, чем в высших.
Радость сеудат-мицва в том, что проступок, совершённый еврейским народом, за который едва не был так
сурово наказан - участие в царской трапезе - полностью исправлен. Если бы это было не так, то вместо
пира был бы предписан пост. Физические поступки вновь обретают святость и чистоту. Поэтому надо радовать
своё тело едой и питьём.
VI. Подведение итогов урока и
постановка домашнего задания.
Пурим - праздник радости и веселья, несмотря на все перипетии событий,
описанных в Мегилат Эстер. Радость может быть и личная, может быть радость ближнего и радость бедных.
Подумайте, какая из этих видов "радостей", на ваш взгляд, важнее. Распределите их по степени важности.
Совет Учителю: Изучите мнение мудрецов по данному вопросу, чтобы
быть готовым к обсуждению проблемы. Вам поможет в этом комментарий Рамбама - Галахот Мегила, 82,
Галаха 17.
Там сказано: "Лучше человеку умножать подарки бедным, чем умножать свою
трапезу и посылать подарки своим друзьям. Так как нет радости больше и значительней, чем радовать
сердце бедных, и сирот, и вдов, и пришельцев, ибо радующий сердце этих несчастных подобен Шехине*,
как сказано: "Оживить дух падших и оживить сердца доброхотными пожертвованиями."
* Шехина (Шхина) - ивр. "присутствие". Сосредоточение Б-жественного
присутствия в объектах реального мира.
Материал разработала Наталия
Бакулина - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.
Жду ваших писем по адресу: natalybakulina@cjeu.zzn.com
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|