ТЕМЫ И РАССКАЗЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Раввин Й.- Д. Соловейчик
"УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ" Вступление
Первый урок
"ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН СТАТЬ АБСОЛЮТНЫМ ЗЛОДЕЕМ?"
Второй урок
"ЕВРЕИ БОЛЕЕ УЯЗВИМЫ, ЧЕМ КТО-ЛИБО ДРУГОЙ?"
Третий урок
У ВСЕХ ЕВРЕЕВ - ОБЩАЯ СУДЬБА?
Четвертый урок
БОГ НЕ ОСТАВИТ СВОЙ НАРОД?
Рассказы на тему:
ПУРИМ И СОБЫТИЯ ХХ ВЕКА
У ВСЕХ ЕВРЕЕВ - ОБЩАЯ СУДЬБА Третий урок
Эта ненависть к евреям направлена на всю группу целиком. Она не ограничивается
религиозными евреями или евреями с четко выраженным национальным самосознанием, которые выделяются
своей отделенностью от окружающих. Ненависть Амана достаточно всеобъемлюща, чтобы охватить собой и
еврея с мезузой на дверном косяке, и еврея, жилище которого лишено какой бы то ни было еврейской
символики. Выделяющееся одеяние и необычная внешность хасида никак не делали его более вероятной
жертвой нацистов по сравнению с европеизированным евреем, который внешне ничем не отличался от
неевреев. Злобность тирана выплескивается как на ассимилированного еврея, так и на еврея-националиста.
На пиру у Ахашвероша присутствовали тысячи ассимилированных евреев. Вне всякого сомнения, они считали
себя в полной безопасности. Тем не менее, когда был оглашен указ, приговор оказался одним для всех,
ни один из них не должен был избежать общей участи.
Официальное наделение Амана полномочиями произошло в тот момент, когда
"снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману... гонителю евреев" (там же, 3: 10).
Талмуд с горечью говорит: "Передача кольца больше
сплотила евреев в религиозном раскаянии, чем сорок восемь пророков и семь пророчиц, которым всем
вместе не удалось вернуть Израиль к добру" (Мегила 14а).
Во времена Первого Храма евреи были разделены на два царства: Иудею и Израиль,
которые иногда даже воевали друг с другом. Теперь настал момент, когда Г-сподь требовал объединения
народа. Кто же их объединил? - Аман! Евреям всех групп и классов стало ясно, что у них у всех общая и
неизбежная судьба. Ненависть Амана изливалась на весь народ, а не на каких-то конкретных его
представителей. Он не имел намерения щадить кого бы то ни было; для него ни один еврей не заслуживал
специального и благосклонного рассмотрения. Он сказал:
"Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами во всех областях
царства твоего" (3: 8).
Это один народ, вопреки тому, что евреи принадлежат к самым разным слоям
общества, что внешне они отличаются друг от друга, потому что живут они в разных частях света. Именно
Аман объединяет их в одно целое, связывает их в еврейский народ.
К эпохе Второго Храма Б-гу был нужен единый народ, и единство это стало
результатом персидского опыта. Мордехай говорит Эстер (которая поначалу, казалось, с некоторым
сомнением отнеслась к идее своего вмешательства): "Не думай, что ты спасешься ,
в доме царском из всех евреев" (4: 13), сообщи им, что над всеми евреями нависла
общая угроза и что никакая группа не может позволить себе роскоши иллюзорной безопасности.
Для того чтобы евреям выжить, им
необходимо действовать единодушно и решительно.
Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3 Урок № 4 Урок № 5
Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.
Жду ваших писем по адресу: center@cjeu.carrier.kiev.ua
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|