ТЕМЫ И РАССКАЗЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Раввин Й.- Д. Соловейчик
"УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ" Вступление
Первый урок
"ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН СТАТЬ АБСОЛЮТНЫМ ЗЛОДЕЕМ?"
Второй урок
"ЕВРЕИ БОЛЕЕ УЯЗВИМЫ, ЧЕМ КТО-ЛИБО ДРУГОЙ?"
Третий урок
У ВСЕХ ЕВРЕЕВ - ОБЩАЯ СУДЬБА?
Четвертый урок
БОГ НЕ ОСТАВИТ СВОЙ НАРОД?
Рассказы на тему:
ПУРИМ И СОБЫТИЯ ХХ ВЕКА
Б-Г НЕ ОСТАВИТ СВОЙ НАРОД Четвертый урок
Предыдущие уроки своей суровостью подготавливают нас к ужасным возможностям,
которые всегда существуют для евреев. Четвертый же урок, напротив, несет надежду и вдохновляет;
возможно, именно этот урок и отражает основной смысл персидского галута.
В этот период евреям открылась основополагающая экзистенциальная особенность
их существования, защищающая их от любой угрозы со стороны злобствующих врагов. Всякий раз, когда
евреям угрожает неизбежное уничтожение Б-г неизменно посылает для спасения Своего народа одного или
нескольких Своих посланцев шлихей АШем. В Персии эта
роль досталась Мордехаю и Эстер, так же, как в Египте она выпала Моисею, когда Г-сподь сказал ему:
"А теперь иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи народ Мой, сынов Иэраилевых,
из Египта" (Исход 3: 10).
Как это ни парадоксально, человек - просто человек из крови и плоти - может
взять на себя смелость быть представителем Б-га . Пророки обычно передают то, что им сказал Б-г , или
совершают внушенные Им действия, однако они не являются представителями Б-га . Тем не менее, согласно
основному положению иудаизма, Б-г проявляет себя, главным образом, через человека. В грядущую
Мессианскую эру спасение придет через человека, наделенного властью свыше -
мелех hаМашиах. В Талмуде рабби Гилель выразил точку
зрения, согласно которой в будущем никакого индивидуального Мессии не появится, а Мессианскую эру
принесет нам Сам Г-сподь (Сангедрин 99а). Рав Йосеф выступил против такой точки зрения, заявив, что
она граничит ересью. Представление о том, что геула (Освобождение, Избавление) всегда достигается при
посредничестве шлиах hаШем, является одним из догматов
веры.
В тринадцати принципах веры, сформулированных Маймонидом, мы читаем:
"Я верую полной верой в приход Мессии, и хотя он
медлит, я буду ждать каждый день, что он придет". Здесь речь идет об ожидании самого
Мессии, а не прихода Мессианской эпохи. В книге Исход (2:23-25) мы видим, что Г-сподь слышал стенания
страдающих евреев, и от стиха к стиху становится все более ясно, что Всевышний готов к геуле.
"... И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и
вопль их от работы вошел к Б-гу . И услышал Б-г стенание их... И увидел Б-г сынов Израилевых, и
призрел их Б-г ". Почему же геула не наступила? В следующем стихе объясняется, что
"Моисей пас овец Итро, тестя своего" (там же 3:1). Моисей еще не
был готов к своей миссии, поэтому Г-сподь ждал. Понадобилось семь дней уговоров, говорят наши мудрецы,
чтобы убедить Моисея, смирение и скромность которого были чрезвычайны, принять на себя то, что ему
предназначено. Точно так же в Шушане старец Мордехай и его молодая племянница Эстер должны были
сначала подготовить в себе ощущение полной личной ответственности и выработать стратегию, которой
следовало придерживаться, и лишь после этого процесс геулы мог начать разворачиваться.
Во все времена для того, чтобы евреи могли выжить, критически важно, чтобы
они живо хранили в памяти эти четыре урока. В то самое время, когда мы призываем на помощь всю нашу
человеческую изобретательность для борьбы с надвигающейся физической опасностью, мы непоколебимо
верим, что заступничество Всевышнего сокрушит злобные замыслы Амалека. Окончательная победа за Ним,
а, значит, и за нами.
Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3 Урок № 4 Урок № 5
Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.
Жду ваших писем по адресу: center@cjeu.carrier.kiev.ua
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|