|
ИУДЕЯ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ИЗРАИЛЯ.
ХИЗКИЯ И НАШЕСТВИЕ СИНАХЕРИБА
С падением Самарии отношение Иудеи к народу бывшего Израильского царства
принимает совершенно новый характер. В нем преобладают теперь тенденции к объединению и стремления
привлечь к себе остатки коренного населения Израиля, которым удалось избегнуть участи изгнанников и
остаться на насиженных местах. Цари Иудеи считали себя естественными наследниками разгромленного
Израильского царства. Так, царь Хизкия, сын Ахаза (727/6-698 гг. до н. э.), принимал всевозможные
меры, чтобы установить связь между Иерусалимом и жителями Самарии и наделов Нижней Галилеи, а один из
последних иудейских царей Иошиягу (Иосия) предпринимал такие же шаги по отношению к наделам Верхней
Галилеи. Старания обоих царей сопровождались территориальным продвижением Иудеи в районы бывшего
Израиля, а также реформами в области религии и культа и были связаны с попытками сбросить иго
ассирийского владычества.
Хизкия следовал примеру своего отца и почти до конца своего царствования не
примыкал ни к одному из союзов против Ассирии. Он не принимал участия и в последнем израильском
восстании, приведшем к окончательной гибели этого царства. Таким образом, время царствования Ахаза и
почти весь период царствования Хизкии - в общей сложности около 30 лет - были для Иудеи годами
относительного спокойствия, позволившего ей окрепнуть политически и экономически. Войны не отрывали
население от его повседневных занятий. Города и деревни росли и развивались, что не могло не
отразиться благоприятно на доходах царской казны.
Оставаясь верным вассалом Ассирии, Хизкия постепенно превратил Иудею в самое
сильное и богатое из всех государств, расположенных между Южной Сирией и Египтом. Сфера его влияния
простиралась не только на южные области Эфраимских гор, но и на районы Негева, расположенные к югу от
Иудеи и населенные полукочевыми народностями. Царствование Хизкии ознаменовалось также
религиозно-культовой реформой в Иудее. Главным источником, в котором описываются все детали
проведенной им реформы, является документ поздней редакции, сохранившийся во Второй книге Хроник
(гл. 29-31). Он повествует об удалении из Иерусалимского храма всех принадлежностей богослужения,
введенных в свое время Ахазом под влиянием чужеземных культов, и о возвращении к традиционной
храмовой обрядности.
Эта реформа была проведена затем и во всех остальных городах и селениях Иудеи,
и Иерусалимский Храм вновь занял первенствующее место в религиозной и духовной жизни народа.
Судя по библейским текстам, Хизкия провел эту реформу сразу же после
вступления на престол. Однако эта дата, по-видимому, является результатом позднейшей редакционной
обработки, и некоторые историки утверждают, что реформа была осуществлена в последние годы
царствования Хизкии и тесно связана с восстанием против Ассирии и борьбой против ассирийского влияния.
Действительно, в последние годы царствования Хизкии во внешней политике Иудеи произошла резкая
перемена. В 705 году до н. э. ассирийский царь Саргон II пал в бою. Смерть его потрясла всю Ассирийскую
империю. Против его преемника Синахериба вспыхнул целый ряд восстаний в некоторых провинциях, а также
в вассальных государствах, расположенных в соседстве с Иудеей. Восстает сама Иудея, Хизкия
возглавляет новый союз против Ассирии.
Главной опорой этого союза были фараоны XXV (Нубийской) династии, которые
овладели Египтом и представляли серьезную опасность для Ассирии.
Предвидя ассирийское вторжение, Хизкия принял меры для укрепления Иерусалима
на случай осады и обеспечения его населения водой и пищей. Разрушенная во время Ахаза крепостная
стена была восстановлена. Были увеличены продовольственные запасы. В скалах был высечен туннель в
несколько сот метров длиной, через который из ближайшего источника Эйн-Гихон текла вода в Силоамский
водоем, находившийся внутри городских стен. Этот, ставший столь знаменитым, Силоамский туннель
существует и по сей день.
В 702 году до н. э., после трехлетней войны, Синахериб покорил и вновь
поработил Вавилонию, а в 701 году до н. э. он во главе большой армии выступил против восставших
государств на западе Ассирийской империи. Покорив Тир, он двинулся на Филистию и завоевал Яффу с ее
окрестностями. В этот критический момент на помощь восставшим пришла египетская армия. Сражение между
этой армией и ассирийскими войсками не дало перевеса ни одной из сторон. Египетская армия отступила,
а Синахериб повернул на Иудею, предавая огню и мечу всю ее южную часть. Центральный город Южной Иудеи,
Лахиш, окруженный крепостной стеной, был осажден, покорен и разграблен, а жители его угнаны в плен.
Разрушив остальные города Южной и Центральной Иудеи, ассирийские войска осадили Иерусалим.
В последний момент, перед неизбежным падением Иерусалима и окончательной
победой над Иудеей, Синахериб совершенно неожиданно прекратил осаду и вернулся в столицу Ассирии
Ниневию, предварительно договорившись с Хизкией об уплате тяжелой дани, включавшей отборную часть
иудейской армии, которая согласно обычаю должна была влиться в ассирийские войска.
Страна была разграблена, разорительная дань уплачена, тысячи, а может быть, и
десятки тысяч жителей Иудеи были угнаны в плен (ассирийские источники говорят о 200000 пленных), но
Иерусалим устоял под натиском могущественного врага. Иудея сохранила свою государственность, избегла
участи других восставших государств, столицы которых пали. Государства эти были превращены в
провинции, и цари их заменены ассирийскими наместниками.
Синахериб оставил Иудею разрушенной и подчиненной Ассирии. Однако сам по себе
факт внезапного ухода грозного поработителя запечатлелся в памяти народа как великое чудо. Со
временем сгладились ужасы ассирийского вторжения, и забылась непомерная дань, уплаченная Хизкией, а
сохранилась память о том, что Иерусалим не пал под натиском врага, что Иудея избегла участи Самарии и
основная масса ее населения осталась на родине. Эти факты еще более подняли авторитет Иерусалима и
его Храма и усилили веру в их святость и великое значение в истории человеческого рода, веру, которую
столь вдохновенно и со страстной убедительностью проповедовал пророк Иешаяху (Исайя) - одна из
центральных исторических личностей последних лет царствования царя Хизкии.
Деятельность пророка Иешаяху (Исайи) началась еще во времена Узии, и его
влияние достигло своего апогея в дни осады Иерусалима.
Хизкия умер через несколько лет после окончания похода Синахериба. Сын его
Менаше (Манассия) взошел на престол в отроческом возрасте. Он царствовал 55 лет, и все это время был
покорным вассалом Ассирии. Полвека относительного спокойствия дали Иудее возможность экономически
оправиться. Население ее возросло. Часть разрушенных городов была вновь отстроена и заселена. Все же
страна тяготилась политическим порабощением, которое выражалось в уплате дани, в выполнении
принудительных работ на строительстве и в обслуживании иудейской армией ассирийских царей Асархаддона
и Ашшурбанипала Менаше был первым царем Иудеи, который ввел в ней обрядности ассирийских, арамейских
и финикийских культов. По библейскому источнику (Вторая книга Царств, гл. 21) он не остановился даже
перед коренными изменениями в Иерусалимском храме и ввел в него явно языческую символику. Согласно
тому же источнику он зашел настолько далеко, что возобновил древний варварский обычай приношения
детей в жертву ханаанскому божеству Молоху.
Нет возможности установить, были ли эти действия Менаше направлены на
удовлетворение требований Ассирии или исходили из его личных взглядов и побуждений. Не исключено, что
Менаше поддался давлению придворных, которые приобщились к культуре всесильной Ассирийской державы.
Приобщение придворных кругов к культуре поработителя вызвало сопротивление народных масс - скотоводов,
земледельцев, средних и низших слоев городского населения, низшего духовенства и представителей
пророческого движения, верных духовному наследию Иудеи. К концу царствования Менаше в Иудее
сформировалась антиассирийская партия, стремившаяся к искоренению чужих влияний и освобождению от
вражеского владычества. Лишь с ослаблением ассирийской мощи в последние годы царствования
Ашшурбанипала (669-627 гг. до н. э.) наступил благоприятный момент для осуществления программы этой
партии и для реформы в духе национального возрождения, проведенной впоследствии царем Иошиягу (Иосия).
Реформы Иошиягу
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|