Ц е н т р   е в р е й с к о г о   о б р   а  з о в  а  н и я   У к р  а  и н ы
М е т о д и ч е с к и й   к  а  б и н е т

ПРОБЛЕМАТИКА ПРАЗДНИКА ПУРИМ

Раввин Йорам Мазор

    И отправила Эстер послание мудрецам: постановила я на века (о празднике).
    Ответили ей мудрецы: возбуждаешь ли гнев народов на нас?
    Ответила им Эстер: уже записано об этом в истории царей Персии и Мидии.

(Вавилонский Талмуд 7а)

    Этот мидраш свидетельствует о том, что еврейские законоучители понимали, что празднование Пурима может осложнить отношения народа Израиля с другими народами.
    Событие, в отношении которого нет никакой уверенности, что оно происходило в действительности, заканчивается очень жестокой местью, от которой погибли многие персы и мидийцы.
    Правда, в еврейской традиции существует изречение: "Пришедшего убить тебя - опереди и убей"; и все же месть ради мести не принята среди евреев, и уж наверняка следует скрывать это отношение народу, рассеянному по многим странам, как это было уже во времена законоучителей.
    Книга, одна из идей которой - месть, весьма проблематична, что показывает и диалог Эстер и законоучителей в Талмуде, когда Эстер требует от них превратить день спасения в праздник навеки,  а  законоучители в ответ приводят возражение: такой праздник станет поводом для возбуждения ненависти неевреев к еврейскому народу.
    Эстер, с ее более гордым подходом, утверждает, что в любом случае все это событие уже попало в анналы истории Мидии и Персии и нельзя будет скрыть его; поэтому все же следует превратить этот день в вечный еврейский праздник.
    Именно такой подход: не следует обязательно думать о том, "что скажут гои", - победил, и день Пурима стал праздником навеки.
            Нумерология
    Слово миште (пир, торжественная трапеза) упоминается в Книге Эстер 20 раз - ровно столько же, сколько оно употребляется во всей Библии.

"НИЧЕГО НЕТ ЕСТЕСТВЕННЕЙ ЧУДА!"

    Пурим (в переводе слово означает "жребий") - это самый веселый еврейский праздник, В дни Пурима народ отмечает избавление от коварного замысла язычника Амана, всесильного министра персидского "царя царей" Ахашвероша (в русском произношении - Артаксеркса), от замысла истребить евреев на всем пространстве гигантской Персидской державы, от Эфиопии до Индии. Эта удивительная история рассказана в Мегилат-Эстер - "Свитке Эстер", одной из самых увлекательных и сюжетно напряженных книг Танаха.
    Советские евреи любят вспоминать, что Аман XX века, задумавший истребить российское еврейство, Иосиф Сталин, скончался, не успев осуществить до конца "дело врачей", именно в Пурим 1953 года!
    Мегилат-Эстер, т.е. рассказ о чуде спасения евреев, построен по классическим законам превосходной литературы и - без привлечения Высших Сил! Книга Эстер - единственная часть Библии, где ни разу прямо не упомянуто слово "Б-г" и все спасение возникает как бы совершенно естественным образом - из любви Эстер к своему народу, из любви Ахашвероша к своей жене - силой чувства грозный и распущенный тиран преображается и позволяет новой жене сделать то, из-за чего он прогнал старую: нарушить закон, установленный мужем, и навязать ему свою волю! Чудо рождается даже из сумасбродного характера царя, который, увидев Амана, припавшего к ложу Эстер с просьбой о пощаде, заподозрил министра в том, что тот хочет... изнасиловать царицу! Как говорили мудрецы, "чудо - это не сотворение бытия из ничего,  а  сотворение бытия из бывшего прежде", и потому "ничего нет естественней чуда"!
    С незапамятных времен в день Пурима устраивался великий пир в еврейских домах. Как сказал древний мудрец (амора Рава), "обязан человек напиться в Пурим до такой степени, чтобы уже не отличал, как проклинают Амана и как благословляют Мордехая". Другой древнейший обычай - посылать на Пурим знакомым и близким мишлоах манот, т.е. сладости и прочие "вкусности"! Уже в самой Книге Эстер говорится об этом обычае, и почти восемь веков назад Рамбам советовал посылать не меньше, чем "два яства".
    На Пурим евреи любят заниматься благотворительностью - именно в этот праздник они всегда помогали бедным: с древних времен существовал "Фонд Пурима" для бедняков и запрещено было тратить деньги из этого фонда на что-либо иное, кроме помощи бедным собратьям.
    Разумеется, Пурим был и днем отдыха для всех, потому что "всякий, кто работает в Пурим, не увидит благословения в труде своем". В этот день одевались в лучшие одежды, зажигали во время праздничного угощения свечи.
    Надо ли напоминать, что Пурим - это и еврейский карнавал, в который принято надевать маскарадные костюмы, разыгрывать театральные представления, знаменитые пуримшпили ( а  бывали и пародийные спектакли, иронизирующие над спорами талмудистов, Пурим-Тора). Во время чтения Мегилат-Эстер его прерывают, неслыханное дело, трещотками, которые специально приносят: они звучат, когда, произносится непристойное имя Амана!
    Но чтобы и в веселье люди не забывали про горе, которое ему предшествовало, чтоб не потеряли за праздничным столом бдительность, для этого в субботу, предшествующую веселому празднику, читают текст из Второзакония /Дварим/ 25: 17-19: "Помни, что делал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта", и далее - потому что, согласно традиции, Аман именно происходил от Амалека и был потомком нечестивого царя Агага из рода его. Суббота так и называется: Шабат Захор, т. е. "Суббота Помни"

    Любимое праздничное угощение на Пурим - треугольный гоменташ, или "уши Амана", своеобразное печенье с маковой начинкой. Впрочем, некоторые ученые не без основания видят во вкусных треугольниках, непохожих на какие-то "уши", старинное восточное, вавилонское или персидское угощение, называвшееся "лоно Астарты". Это может быть, все может быть в этом веселом, шутливом, маскарадном Пуриме!

ПУРИМ - НЕ ТОЛЬКО КАРНАВАЛ

    В трактате Шабат Вавилонского Талмуда (88а) содержится интересный рассказ о сравнении дня дарования Торы и праздника Пурим. В современном изложении рассказ звучит так: "И стали мы у подошвы горы в день дарования Торы". Сказал рабби Авдими: "Отсюда мы выводим, что Г-сподь Б-г заставил Израиль принять Тору, и сказал им: если примете ее - хорошо,  а  если нет - тут вам и конец".
     Сказал рабби Аха бен Иаков: "Это можно понять так, что вся Тора отменяется".
     Раши продолжает и поясняет: "Ведь если призовут народ Израиля на суд, дабы выяснить, почему не исполняли сказанного в Торе, ответом их будет - нам ее навязали".
     Сказал Рав: "И все же народ Израиля вновь принял Тору во дни Ахашвероша.
    Как сказано:
    Установили иудеи и взяли на себя - установили (выполнили) то, что взяли на себя (приняли) еще во время дарования Торы".
    Сказанное в Талмуде позволяет предположить следующее: наши законоучители считали, что праздник Пурим несет в себе идею, важную и для будущих поколений. Цель настоящей статьи - попытаться понять, в чем она заключается.
    Если рассмотреть план злодея Амана, то видно, что ему было надо убить человека, публично унизившего его перед всеми слугами,  а  именно - еврея Мордехая. Убийство отдельного человека не имело в глазах Амана никакого значения. В Книге Эстер написано: "И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мордехая".
    Аман задумал истребить всех евреев. Довод, который он приводит Ахашверошу, - "законы их отличны от законов всех народов" - означает: вера евреев не имеет ничего общего с верой каких-либо других народов, так что царю нет в них никакой надобности.
    Аман, как потомок Амалека, стремится истребить народ Израиля не только потому, что тот обладает религией, отличной от всех прочих религий в пределах царства Ахашвероша, но потому, что Израиль как народ имеет иную национальную природу. При таком способе уничтожения ни один человек не избежит своей судьбы, и весь народ будет истреблен. Как сказано: "Убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин".
    Еврейские законоучители выражали изумление перед тем, что Ахашверош дал согласие истребить всех представителей еврейского народа. Они утверждали, что, по сути, Ахашверош был орудием Г-спода для осуществления наказания евреев. Наказание же им следовало за чрезмерную ассимиляцию с нееврейским обществом, выразившуюся в том, что они падали ниц перед образом и участвовали в трапезе (некошерной) Ахашвероша во время пира, который тот устроил, и тем самым пренебрегали сохранением своего особого еврейского облика.
    Поскольку в те времена уже не было пророков у Израиля и некому было осудить народ за его образ действий, то Г-сподь наслал на него кару в надежде, что это заставит его изменить свой образ жизни и в самом деле. Услышав о грозящем бедствии, народ начал поститься, молиться и вновь вернулся к вере: тогда наказание отменяется, и евреи получают право защищаться. Защищаясь и избивая своих ненавистников, они возобновляют духовную связь с еврейством и вновь принимают на себя бремя подчинения власти Г-спода и бремя выполнения заповедей; об этом говорит нам Талмуд. Отсюда вытекает, что праздник Пурим - это не только карнавал.
    Пурим - это не только карнавал. Это праздник вечного Избавления, из поколения в поколение. Это праздник, в который получают избавление те, кто избрал Избавление, - это не Песах, общий для всех, но Пурим для тех, кто сознает и стоит на том.
    Пурим - это праздник духовного взлета, вторичного принятия и выполнения Торы. Пурим напоминает нам, что для еврея, стремящегося пребывать при дворе Ахашвероша, нет будущего.
    Этот праздник внушает стороннику ассимиляции, тому, кто во главу своей системы ценностей ставит принадлежность к другому народу, что такое растворение в другом народе не принесет ему спасения, и что нет на этом пути никакой гарантии его духовного выживания.
    Пластиковые молоточки на улицах наших городов напоминают празднующим, что скверна и отсутствие святости возможны в Израиле в не меньшей степени, чем в любом другом месте.
    Только сохранение наших еврейских ценностей - религиозных и национальных - позволит нам подняться до вечных высот.
    Это и есть идея праздника Пурим, и она важна не только для поколения Мордехая и Эстер, но является предупреждением и примером для многих поколений - на вечные времена.

 

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine