|
ПРОБЛЕМАТИКА ПРАЗДНИКА ПУРИМ
Раввин Йорам Мазор
И отправила Эстер послание мудрецам: постановила я на века (о празднике).
Ответили ей мудрецы: возбуждаешь ли гнев народов на нас?
Ответила им Эстер: уже записано об этом в истории царей Персии и Мидии.
(Вавилонский Талмуд 7а) |
Этот мидраш свидетельствует о том, что еврейские законоучители понимали, что
празднование Пурима может осложнить отношения народа Израиля с другими народами.
Событие, в отношении которого нет никакой уверенности, что оно происходило в
действительности, заканчивается очень жестокой местью, от которой погибли многие персы и мидийцы.
Правда, в еврейской традиции существует изречение: "Пришедшего
убить тебя - опереди и убей"; и все же месть ради мести не принята среди евреев, и уж
наверняка следует скрывать это отношение народу, рассеянному по многим странам, как это было уже во
времена законоучителей.
Книга, одна из идей которой - месть, весьма проблематична, что показывает и
диалог Эстер и законоучителей в Талмуде, когда Эстер требует от них превратить день спасения в
праздник навеки, а законоучители в ответ приводят возражение: такой праздник станет поводом для
возбуждения ненависти неевреев к еврейскому народу.
Эстер, с ее более гордым подходом, утверждает, что в любом случае все это
событие уже попало в анналы истории Мидии и Персии и нельзя будет скрыть его; поэтому все же следует
превратить этот день в вечный еврейский праздник.
Именно такой подход: не следует обязательно думать о том, "что скажут гои", -
победил, и день Пурима стал праздником навеки.
Нумерология
Слово миште (пир, торжественная трапеза)
упоминается в Книге Эстер 20 раз - ровно столько же, сколько оно употребляется во всей Библии.
"НИЧЕГО НЕТ ЕСТЕСТВЕННЕЙ ЧУДА!"
Пурим (в переводе слово означает "жребий") - это самый
веселый еврейский праздник, В дни Пурима народ отмечает избавление от коварного замысла язычника
Амана, всесильного министра персидского "царя царей" Ахашвероша (в русском произношении -
Артаксеркса), от замысла истребить евреев на всем пространстве гигантской Персидской державы, от
Эфиопии до Индии. Эта удивительная история рассказана в Мегилат-Эстер - "Свитке Эстер", одной из
самых увлекательных и сюжетно напряженных книг Танаха.
Советские евреи любят вспоминать, что Аман XX века, задумавший истребить
российское еврейство, Иосиф Сталин, скончался, не успев осуществить до конца "дело врачей", именно в
Пурим 1953 года!
Мегилат-Эстер, т.е. рассказ о чуде
спасения евреев, построен по классическим законам превосходной литературы и - без привлечения Высших
Сил! Книга Эстер - единственная часть Библии, где ни разу прямо не упомянуто слово "Б-г" и все
спасение возникает как бы совершенно естественным образом - из любви Эстер к своему народу, из любви
Ахашвероша к своей жене - силой чувства грозный и распущенный тиран преображается и позволяет новой
жене сделать то, из-за чего он прогнал старую: нарушить закон, установленный мужем, и навязать ему
свою волю! Чудо рождается даже из сумасбродного характера царя, который, увидев Амана, припавшего к
ложу Эстер с просьбой о пощаде, заподозрил министра в том, что тот хочет... изнасиловать царицу! Как
говорили мудрецы, "чудо - это не сотворение бытия из ничего, а сотворение бытия
из бывшего прежде", и потому "ничего нет естественней чуда"!
С незапамятных времен в день Пурима устраивался великий пир в еврейских
домах. Как сказал древний мудрец (амора Рава), "обязан человек напиться в Пурим
до такой степени, чтобы уже не отличал, как проклинают Амана и как благословляют Мордехая".
Другой древнейший обычай - посылать на Пурим знакомым и близким мишлоах манот, т.е. сладости и
прочие "вкусности"! Уже в самой Книге Эстер говорится об этом обычае, и почти восемь веков назад
Рамбам советовал посылать не меньше, чем "два яства".
На Пурим евреи любят заниматься благотворительностью - именно в этот праздник
они всегда помогали бедным: с древних времен существовал "Фонд Пурима" для бедняков и запрещено было
тратить деньги из этого фонда на что-либо иное, кроме помощи бедным собратьям.
Разумеется, Пурим был и днем отдыха для всех, потому что
"всякий, кто работает в Пурим, не увидит благословения в труде своем".
В этот день одевались в лучшие одежды, зажигали во время праздничного угощения свечи.
Надо ли напоминать, что Пурим - это и еврейский карнавал, в который принято
надевать маскарадные костюмы, разыгрывать театральные представления, знаменитые пуримшпили ( а бывали
и пародийные спектакли, иронизирующие над спорами талмудистов, Пурим-Тора). Во время чтения
Мегилат-Эстер его прерывают, неслыханное дело, трещотками, которые специально приносят: они звучат,
когда, произносится непристойное имя Амана!
Но чтобы и в веселье люди не забывали про горе, которое ему предшествовало,
чтоб не потеряли за праздничным столом бдительность, для этого в субботу, предшествующую веселому
празднику, читают текст из Второзакония /Дварим/ 25: 17-19: "Помни, что делал
тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта", и далее - потому что, согласно традиции, Аман
именно происходил от Амалека и был потомком нечестивого царя Агага из рода его. Суббота так и
называется: Шабат Захор, т. е. "Суббота Помни"
Любимое праздничное угощение на Пурим - треугольный
гоменташ, или "уши Амана", своеобразное печенье с маковой начинкой. Впрочем, некоторые ученые не без
основания видят во вкусных треугольниках, непохожих на какие-то "уши", старинное восточное,
вавилонское или персидское угощение, называвшееся "лоно Астарты". Это может быть, все может быть в
этом веселом, шутливом, маскарадном Пуриме!
ПУРИМ - НЕ ТОЛЬКО КАРНАВАЛ
В трактате Шабат Вавилонского Талмуда (88а) содержится
интересный рассказ о сравнении дня дарования Торы и праздника Пурим. В современном изложении рассказ
звучит так: "И стали мы у подошвы горы в день дарования Торы". Сказал
рабби Авдими: "Отсюда мы выводим, что Г-сподь Б-г заставил Израиль принять
Тору, и сказал им: если примете ее - хорошо, а если нет - тут вам и конец".
Сказал рабби Аха бен
Иаков: "Это можно понять так, что вся Тора отменяется".
Раши продолжает и
поясняет: "Ведь если призовут народ Израиля на суд, дабы выяснить, почему не
исполняли сказанного в Торе, ответом их будет - нам ее навязали".
Сказал Рав:
"И все же народ Израиля вновь принял Тору во дни Ахашвероша.
Как сказано:
Установили иудеи и взяли на себя - установили
(выполнили) то, что взяли на себя (приняли) еще во время дарования Торы".
Сказанное в Талмуде позволяет предположить следующее: наши законоучители
считали, что праздник Пурим несет в себе идею, важную и для будущих поколений. Цель настоящей статьи
- попытаться понять, в чем она заключается.
Если рассмотреть план злодея Амана, то видно, что ему было надо убить
человека, публично унизившего его перед всеми слугами, а именно - еврея Мордехая. Убийство отдельного
человека не имело в глазах Амана никакого значения. В Книге Эстер написано:
"И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мордехая".
Аман задумал истребить всех евреев. Довод, который он приводит Ахашверошу, -
"законы их отличны от законов всех народов" - означает: вера евреев не
имеет ничего общего с верой каких-либо других народов, так что царю нет в них никакой надобности.
Аман, как потомок Амалека, стремится истребить народ Израиля не только потому,
что тот обладает религией, отличной от всех прочих религий в пределах царства Ахашвероша, но потому,
что Израиль как народ имеет иную национальную природу. При таком способе уничтожения ни один человек
не избежит своей судьбы, и весь народ будет истреблен. Как сказано: "Убить,
погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин".
Еврейские законоучители выражали изумление перед тем, что Ахашверош дал
согласие истребить всех представителей еврейского народа. Они утверждали, что, по сути, Ахашверош
был орудием Г-спода для осуществления наказания евреев. Наказание же им следовало за чрезмерную
ассимиляцию с нееврейским обществом, выразившуюся в том, что они падали ниц перед образом и
участвовали в трапезе (некошерной) Ахашвероша во время пира, который тот устроил, и тем самым
пренебрегали сохранением своего особого еврейского облика.
Поскольку в те времена уже не было пророков у Израиля и некому было осудить
народ за его образ действий, то Г-сподь наслал на него кару в надежде, что это заставит его изменить
свой образ жизни и в самом деле. Услышав о грозящем бедствии, народ начал поститься, молиться и вновь
вернулся к вере: тогда наказание отменяется, и евреи получают право защищаться. Защищаясь и избивая
своих ненавистников, они возобновляют духовную связь с еврейством и вновь принимают на себя бремя
подчинения власти Г-спода и бремя выполнения заповедей; об этом говорит нам Талмуд. Отсюда вытекает,
что праздник Пурим - это не только карнавал.
Пурим - это не только карнавал. Это праздник вечного Избавления, из поколения
в поколение. Это праздник, в который получают избавление те, кто избрал Избавление, - это не Песах,
общий для всех, но Пурим для тех, кто сознает и стоит на том.
Пурим - это праздник духовного взлета, вторичного принятия и выполнения Торы.
Пурим напоминает нам, что для еврея, стремящегося пребывать при дворе Ахашвероша, нет будущего.
Этот праздник внушает стороннику ассимиляции, тому, кто во главу своей
системы ценностей ставит принадлежность к другому народу, что такое растворение в другом народе не
принесет ему спасения, и что нет на этом пути никакой гарантии его духовного выживания.
Пластиковые молоточки на улицах наших городов напоминают празднующим, что
скверна и отсутствие святости возможны в Израиле в не меньшей степени, чем в любом другом месте.
Только сохранение наших еврейских ценностей - религиозных и национальных -
позволит нам подняться до вечных высот.
Это и есть идея праздника Пурим, и она
важна не только для поколения Мордехая и Эстер, но является предупреждением и примером для многих
поколений - на вечные времена.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|