|
ЙОМ-КИПУР В ТАЛМУДЕ
Мишна и Талмуд дают самое широкое представление о значении Йом-Кипура в
религиозной жизни евреев. Так как этот праздник не связан ни с каким историческим событием, то он и
принял чисто религиозный облик. Впрочем, историческое и национальное значение было придано и ему,
так как все в иудаизме было приведено в связь с еврейской истолрией. Старинные предания говорят о
более веселом характере этого праздника, который вне стен Иерусалима, во всей Палестине, проводили в
строгом покое и обязательном посту, что, впрочем, не мешало народу веселиться и танцевать (Мишна,
Таанит, IV, 8). Никто ничего не имел против этого характера Йом-Кипура. После римской войны такого
рода празднование было остановлено, и праздник принял свой серьезный характер, вполне соответствующий
его значению в религиозной области. Это выразилось уже в той суровости, с которой проводили этот день
впоследствии: запрещено было пить, есть, умащаться и обуваться; предписано было также воздержание от
половых отношений (Мишна, Иома, VIII, 1). Прежние народные увеселения не могли ужиться с новыми
понятиями. Эти народные увеселения рисуются следующим образом. Девушки Иерусалима (может быть и
других мест) отправлялись в виноградники. На них были белые платья, они плясали и пели, обращаясь к
молодым людям: "Будьте осторожны при выборе подруги жизни; не обращайте внимания на красоту, а на
происхождение" (см. Аба девятое). Однако, и впоследствии Йом-Кипур не был днем печали, выработалось
только представление, что это "день Суда Господня", что чистосердечным раскаянием в этот день можно
получить прощение. Впрочем, прощение касалось лишь преступлений, совершенных по отношению к Б-гу .
Обида и вред, нанесенные ближнему, прощались лишь в том случае, когда им предшествовало прощение со
стороны потерпевшего (Мишна, Иома конец). Другие памятники приурочивают Б-жий Суд над всеми людьми
(не только над евреями) к началу года (1 Тишри; Мишна, Рош а-Шана, I, 2). Значение Йом-Кипура
объясняется следующим образом. Люди могут быть разделены на три группы:
1) неисправимые грешники, 2) благочестивые и 3) люди средние. В день Нового
года решается судьба только неисправимых грешников и благочестивых: одним даруется блаженство,
другим - возмездие. Средний же человек имеет в своем распоряжении время до Йом-Кипура для раскаяния,
чтобы добиться у Б-га прощения (Рош а-Шана, 16б, Тосефта Сангедрин, 13). Нет сомнения, что
подробности торжественного богослужения, переданные трактатом Иома, основывались на старинной
традиции священников. Тем не менее, в одном важном пункте фарисеи расходились с саддукеями, у
которых различались взгляды на тот же предмет. По понятиям саддукеев, Первосвященник должен был
зажечь фимиам до вступления в Святая Святых, куда он входил с дымящимся кадилом. Фарисеи же считали
необходимым, чтобы весь обряд совершался в Святая Святых. Во время существования
Храма этот спорный вопрос играл большую роль в политической и религиозной
борьбе партий, особенно в течение последнего века до римской войны (66 - 70). Исходной точкой этого
спора было экзегетическое толкование текста Торы (Левит 16, 2 и 13): "Ибо в облаке (от воскурения -
по толкованию саддукеев) явлюсь Я". Другой текст (ст. 13) гласит: "(священник) возложит фимиам на
огонь перед Господом", согласно толкованию фарисеев, когда он стоит в Святая Святых. Когда власть
была в руках фарисеев, Синедрион, обыкновенно накануне Йом-Кипура, присягой обязывал Первосвященника
не отступать от предписанных правил, ибо он оставался один в Святилище (Мишна, Иома, I, 5). Так как
с давних пор чтение Торы играло видную роль в богослужении, то Первосвященник читал перед собравшимся
народом соответствующие тексты. Окруженный огромной толпой Первосвященник возвращался по окончании
службы домой. После разрушения Храма трудно было заменить богослужения
Йом-Кипура, состоявшее целиком из жертвоприношений. Без жертвоприношений этот праздник был немыслим.
В еврейскую литургию было внесено описание храмового богослужения на Йом-Кипур, как замена самого
богослужения, ставшего невозможным. Кроме археологического и исторического, оно имело еще и
богослужебное значение. Важнее всего была публичная исповедь Первосвященника в своих грехах, как и
прегрешениях общенародных. От этого народ не мог отказаться, и по той же причине исповедь составляет
необходимую часть литургии.
В последствии, канун Йом-Кипура приобретает значение праздника.
Нововведением оказалась добавленная заключительная молитва "Неила", по-видимому, появление ее уже
относится к ранней эпохе (Таанит, IV, 1; Иерушалми Берахот, 7б). Несмотря на то, что этот праздник
был вдвойне важен, благодаря строгому воздержанию от работы и своему посту, обычай праздновать его
два дня не удержался. Причина - ясна: невозможно два дня подряд проводить в таком строгом воздержании
от пищи и работы. Поэтому в еврейском календаре установлено, что Йом-Кипур никогда не приходится на
пятницу или воскресенье, чтобы два дня покоя не следовали один за другим. Все же в далекой диаспоре
находились такие люди, которые проводили и следующий день (11 Тишрей) в посте, боясь календарной
ошибки. Во времена талмудистов такой случай произошел в Вавилоне (Рош а-Шана, 21а). Вследствие того,
что в Йом-Кипур прощаются только преступления против Б-га , а не против людей, установился обычай
просить прощения у всех тех, с кем встречался в году. С другой стороны, Талмуд повелевает не быть
слишком резким и не отказывать в прощении. Искупление должно соответствовать обиде. Если, не смотря
на просьбы, в прощении отказывается, этим все исчерпывается (Иома, 87б). В Талмуде сохранились
рассказы о том, как знаменитые люди с большим трудом добивались прощения за мелкие обиды. В этом
смысле Йом-Кипур уже во времена талмудистов превратился из дня всепрощения, каким он был в
библейскую эпоху, в день примирения.
Благодаря сознанию, что примирение с Б-гом действительно наступает,
Йом-Кипур считается праздником (Таанит, 30b). Несмотря на пост, его нельзя омрачать скорбью. Что
касается воздержания от работы, то к Йом-Кипуру применимы все те же правила, которые относятся к
субботе. Согласно толкованию талмудистами субботнего отдыха, по отношению к Йом-Кипуру было
прибавлено еще несколько ограничений. Следует избегать всего того, что разрешено делать в субботу,
как необходимость в принятии пищи (например, расколоть орех и т. п.). Все разрешенное в субботу, как
имеющее своей целью спасение жизни, разрешено и в Йом-Кипур. То же самое относится и к посту: для
больных, рожениц и т. д. он не обязателен. Хотя Талмуд и запрещает ношение обуви, относя это к
"воздержаниям" от поста, но на практике этот запрет не представляет слишком больших затруднений, так
как из этого правила допускаются многие исключения. И в этом сохранился праздничный характер
Йом-Кипура.
ЙОМ-КИПУР В ПОСТ ТАЛМУДИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|