|
МОЛИТВЫ ЙОМ-КИПУР
Молитвы в Йом-Кипур - самые длинные в году. В этот день мы читаем пять
обязательных молитв: "Маарив", "Шахарит",
"Мусаф", "Минха" и "Неила".
Хотя заповедь облачаться в талит относится только к светлому времени суток, в Йом-Кипур мы облачаемся
в талит также и вечером.
В первый вечер служба открывается молитвой "Коль нидрей" ("Все клятвы").
Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших
времен мотивы, - заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в
наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы
и заверения, которые мы дали в прошедшем году, - то они недействительны.
Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением
"Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг
возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося
прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго
соблюдать ее законы. Затем повторяют несколько раз слова:
"Свет посеян Им для праведников и для прямодушных - радость"
(Тегилим, 97:11)
Затем два наиболее уважаемых члена общины вынимают два свитка Торы и
становятся по обе стороны от ведущего молитву, и он провозглашает:
"С позволения Всевышнего и с позволения общества, с одобрения
Небес и с одобрения совета мудрецов мы разрешаем грешникам молиться вместе с нами".
Молитва "Коль нидрей" написана на арамейском
языке. Вот ее перевод:
"Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и
наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов - от
одного Йом-Кипура до следующего Йом-Кипура, который принесет нам добро, - во всем этом я раскаиваюсь.
Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и
перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши - запретами, и клятвы наши -
клятвами!"
После "Коль нидрей" свитки Торы возвращают на
место и молятся "Маарив", в который включены особые пиюты и "слихот".
Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна
повторяющаяся молитва Аль хет - "3а грехи" (которые мы совершили),
которой признаются во множестве грехов, совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди
ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные:
обвинения других, обиды учителей и родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и
сплетни.
Самое странное признание "Аль хет" гласит: "За
грехи, которые мы совершили под давлением". Многие поколения евреев недоумевали, почему совершенное
под давлением нужно считать грехом. Покойный еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди
утверждают, что их заставили что-то сделать, это часто неправда.
В "Аль хет" перечисляется множество грехов.
Даже если лично вы их не совершали, традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю
ответственности за грехи других евреев.
"МУСАФ"
Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме
того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва
"Унтанэ токеф", составленная р. Амноном из
Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный
голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве
"Мусаф" описание работы Первосвященника в
Йом-Кипур в Храме. Каждый раз, когда в этом описании говорится,
как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы - кланяемся и падаем ниц.
Во время "Минхи" - послеполуденной службы -
читается книга Ионы. Ее главная тема - желание Б-га простить искренне
раскаявшихся.
"НЕИЛА"
Заключительная молитва Йом-Кипура называется "Неила"
(дословно "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В
эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. "Неилу"
читают при раскрытых дверях арон-кодеша. Во время "Неилы" евреи
молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие
к Нему, закроются. Это - последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде,
чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив,
ведущий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается
день!" Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе первых звезд.
Завершающие ее слова мы повторяем семь раз: "Господь - Он Б-г!" Затем
трубят в шофар - знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу:
"В будущем году - в Иерусалиме!"
Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд
считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они
провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Б-гом. К окончанию поста
люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.
Четыре дня между Йом-Кипур и Суккот - дни радости.
В эти дни не постятся, не произносят Таханун, покаянную молитву. Это связано с тем, что именно в эти
дни было завершено строительство жертвенника в Храме. Многие начинают
строительство сукки ночью на исходе Йом-Кипура.
СУККОТ
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|