|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
ДОПОЛНЕНИЯ К УРОКАМ
Дополнение 1
Когда мы пришли из школы домой, мама показала нам посылку, которую получила
по почте. "Отгадайте, откуда она?" - спросила мама.
Леня:
Какая интересная марка! И написано не по-русски.
Мила:
Это иврит... А значит, эта посылка от наших
родственников из Израиля.
Леня:
Давай откроем ее и посмотрим, что там. Смотри-ка!
Поздравительная открытка! Но у нас ни у кого нет дня рождения в сентябре!
Мила:
Здесь написано "Счастливого Нового Года!" Странно,
ведь до Нового Года довольно далеко! А что в этом пакете? Смотри-ка, календарь! Какой красивый!
Интересно, зачем они прислали календарь и новогоднюю открытку? Ой, смотри, здесь еще баночка с
медом! Странный набор! Слушай, тут какая-то загадка.
Леня и Мила:
Ребята, может, вы знаете, почему мы получили
новогоднюю открытку в сентябре?
Дополнение 2 ЧЕТЫРЕ НАЗВАНИЯ РОШ А-ШАНА
Йом труа - День звучания шофара
Так Рош а-Шана назван в Торе. Это название напоминает нам о том, что звук
шофара связан с самыми важными событиями в еврейской истории. И, конечно же, шофар звучал у горы
Синай, когда наш народ получал Тору.
Йом а-зикарон - День памяти
Это название используется во время кидуша (благословение на вино) и в
молитве Амида (одна из самых важных молитв). Мы благословляем Б-га, освятившего Израиль, и этот
день - День памяти. Название это связано с тем, что Б-г избрал еврейский народ, чтобы он был святым
народом. И вот во время молитвы на Рош а-Шана мы просим Б-га, чтобы он вспомнил о своем завете с
еврейским народом.
Йом а-дин - День суда
Это название тоже используется в молитвах на Рош а-Шана . Оно отражает нашу
веру в то, что в этот день, День суда, мы держим ответ перед Всевышним за наш прошедший год, а Он,
наш Милосердный Судья, рассматривает все наши деяния и поступки и выносит свой приговор.
Рош а-Шана - Глава года
Это название встречается в Махзоре - специальном молитвеннике для этого
праздника и в Мишне - книге еврейских законов.
Дополнение 3 КАК МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА В ПРАЗДНИК?
На Рош а-Шана мы поздравляем друг друга. Традиционное приветствие обычно
пишется на всех поздравительных открытках к празднику. Евреи во всем мире, желая друг другу
счастливого Нового Года, произносят:
"Ле-шана това тикатеву!" (Пусть вам будет записан хороший год!)
Дополнение 4 ЧТО ПРИНЯТО ЕСТЬ В РОШ А-ШАНА ?
Встречая Рош а-Шана , евреи традиционно ставят на стол сладкий душистый мед.
Когда семья собирается за столом на праздничную трапезу, глава семьи произносит благословение над
халами и обмакивает их в мед ( а нее соль, как это принято в течение года), а первое традиционное
блюдо - это яблоки с медом. При этом говорится благословение: "Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш
и Б-г отцов наших, чтобы у нас был хороший и сладкий год!"
Хала - это особый плетеный хлеб, который мы
едим почти на каждый еврейский праздник. На Рош а-Шана пекут круглую халу.
Существует, по меньшей мере, два объяснения этой традиции. Во-первых,
круглая новогодняя хала символизирует то, что жизнь как бы идет по кругу, снова и снова повторяясь в
своих проявлениях, - например, весна постоянно приходит на смену зиме. Во-вторых, круглая хала
напоминает по форме корону, ибо Б-г - Царь Вселенной.
Дополнение 5 ЧТО ТАКОЕ ШОФАР?
Шофар - специально обработанный рог кашерного
животного, который используют во время молитвы в синагоге. Одна из основных заповедей (мицвот) на
Рош а-Шана - слушать трубление в шофар.
Есть три разновидности трубления:
ткиа - одиночный длинный глубокий звук;
шварим - три коротких звука, следующих один за
другим;
труа - серия из девяти отрывистых звуков.
Празднование Рош а-Шана совсем не похоже на то, как мы раньше праздновали
Новый Год. На Рош а-Шана не устраивают веселых вечеринок и развлечений. Напротив, это время для
хешбон нэфэш - серьезных размышлений о драгоценнейшем даре жизни, о том, как мы прожили этот
год, что нужно изменить в нашей жизни и как нам самим стать лучше. Это имеет на иврите особое
название - тшува, что означает возвращение (к Всевышнему).
Дополнение 6 КАК ПРАЗДНУЮТ РОШ А-ШАНА ?
Люди заблаговременно готовятся к этому празднику, отправляя поздравительные
открытки с пожеланиями сладкого и счастливого Нового Года своим друзьям и родственникам. В дни Рош
а-Шана евреи во всех странах идут в синагогу молиться и слушать шофар Они приглашают на праздник
гостей, зажигают свечи, произносят кидуш и устраивают семейную праздничную трапезу. Как уже
упоминалось, в дни Рош а-Шана принято при благословении на хлеб обмакивать халу в мед ( а не в соль,
как в течение всего года) Кроме того, принято подавать на стол яблоки в меду.
Дополнение 7
Рассказ для чтения в классе
КАК ПОТУШИТЬ ПОЖАР?
Магид из Дубны, раввин и известный рассказчик, объяснил, почему так важно
слушать шофар во время Рош а-Шана , рассказав такую историю.
Однажды в городе случился сильный пожар. В этот день Яков пришел на
городской базар из ближней деревни. Проходя по площади, он вдруг услышал шум и треск и увидел людей,
бьющих в барабаны и трубящих в трубы. Жители города - с топорами, лопатами, ведрами - сбегались на
площадь. Яков удивился: что за странные люди в городе! Тут пожар, все кругом полыхает, а они
устраивают концерт! К чему вся эта трескотня? Он подошел к одному из горожан и спросил его:
- Послушайте, что здесь происходит? Горожанин ответил:
- Мы трубим и бьем в барабаны, чтобы потушить пожар! Яков очень
удивился, но все же зашел в лавку и купил большой барабан. С этим барабаном он и вернулся домой.
Через некоторое время в деревне случился пожар.
Собрались все жители деревни и принялись его тушить. Яков же стал кричать:
- Погодите! Перестаньте тушить! Да послушайте же! Я ведь был в
городе и своими глазами видел, как они там тушили пожар! Смотрите же!
С этими словами Яков взял барабан, встал рядом с горящим домом и во всю мочь
принялся барабанить. Но странно: чем больше он старался, тем огонь разгорался сильнее.
- Вот глупец! - засмеялись люди, - Ты что же, решил потушить пожар
барабанным боем? В городе били в барабан, чтобы собрать народ! А потом они все вместе тушили пожар и
спасли город от огня!
- Вот то же самое происходит, когда мы слушаем шофар, -
продолжал рассказчик. - Но для того, чтобы измениться к лучшему, одного шофара недостаточно. Слыша
зов шофара, мы должны вспомнить о том, что Рош а-Шана призывает нас задуматься, подумать о том, что
нужно изменить в нашей жизни и в самих себе, в первую очередь!
Из книги "Сто одна еврейская история", составленной Симоном Сертнером
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine |
|
|