|
Этот праздник не упоминается ни в Торе, ни в Талмуде. Он возник в Вавилонии
в конце Х - начале ХI в . н. э. В Эрец Исраэль его не справляли до конца эпохи гаонов (IX век).
Симхат Тора - "радость Торы" - в диаспоре празднуется во второй день
праздника Шмини-Ацерет, а в Земле Израиля, где праздники не удваиваются, день "молитвы о дожде"
совпадает с днем "радости Торы". Это самый веселый еврейский праздник, так как в этот день
заканчивается годичный цикл чтения Торы (Пятикнижия) и немедленно начинается новый.
Только в Вавилонии было принято прочитывать в синагогах всю Тору на
протяжении одного года, каждую субботу читали по недельной главе. Годичный цикл начинался и
завершался в Шмини-Ацерет. ( В это время в Эрец Исраэль заканчивали чтение
Пятикнижия раз в три года, а в некоторых местностях даже в три с половиной года. Следовательно, они
не могли отмечать этот праздник в определенный день в году.) В честь завершения этого цикла
устраивали, согласно древнему обычаю, праздничную трапезу. На основе этого обычая и возник народный
праздник, участие в котором принимают все, от мала до велика.
Мудрецы Вавилонии (так называемые гаоны, жившие в 600 - 1050 гг. н. э.) ввели
деление Торы на 54 недельных раздела - по максимальному числу Суббот в еврейском високосном году, а
в обычный год присоединяли две главы.
В некоторых местностях Вавилонии в эпоху первых гаонов (VII век) обычно
заканчивали чтение Пятикнижия в субботу перед Йом-Кипур. Возможным обоснованием этого обычая, чтобы
читать первые стихи из книги Бытия во время предвечерней молитвы в Йом-Кипур является то, что Вторые
Скрижали Завета были даны Моше народу Израиля в день Йом-Кипур. И чтение первых стихов Бытия явилось
как бы косвенным напоминанием о получении Торы народом Израиля именно в этот день.
|
Тора постоянно должна быть с нами, и едва закончив последний раздел книги
Второзаконие, мы сразу же начинаем читать начало книги Бытие. Если Шавуот - праздник получения Торы,
то Симхат Тора - праздник того, что мы живем по ней, что Тора - наша постоянная опора. Центральное
место праздника Симхат Тора занимает чтение Торы, в котором участвуют все, кто пришел в синагогу.
Поэтому в ритуале празднования Симхат Тора важную роль играют "гакафот" (дословно "круги", "обходы"),
когда из арон-кодеша вынимают все имеющиеся в синагоге свитки Торы и совершают обход синагоги со
свитками. |
Свитки семь раз проносят вокруг бимы - возвышения в центре
синагоги - и поют и танцуют во время этого ритуала. Первый раз "гакафот" устраивают в праздничный
вечер, 21 тишрей. Каждый из этих семи кругов называется по имени одного из праотцев нашего народа:
Аврахам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Перед каждым кругом
читают соответствующий пиют. Тот, кто возглавляет круг, читает вслух слова пиюта, а все остальные
повторяют вслед за ним слово в слово.
После каждой из "гакафот" свитки Торы передают другим участникам веселья,
стараясь, чтобы никто не остался в стороне.
Один из важнейших моментов праздника Симхат Тора - чтение Торы, к которому
вызывают всех, кто пришел в синагогу, всех без исключения.
Недельные главы Торы, которые читают по субботам, разделены на семь отрывков
и еще один, дополнительный отрывок, "мафтир". Для чтения каждого из отрывков вызывают одного из
молящихся. Первым вызывают когена, вторым - левита, затем - исраэль, т. е. евреев, которые не
являются ни когенами, ни левитами. Таким образом, в субботу к Торе вызывают
семерых человек и еще одного - к чтению "мафтира". Каждый из них произносит два
благословения: до и после чтения Торы.
В Симхат Тора, праздник радости Торы, вызывают всех, кто находится в синагоге.
Одновременно читают несколько свитков Торы. Последнюю из глав Торы, "Везот габраха", делят на
короткие отрывки, каждый из которых состоит из нескольких стихов, и чтец зачитывает для каждого из
вызванных один такой отрывок. Вызывают к Торе всех присутствующих, подчеркивая тем самым, что Тора
принадлежит всему еврейскому народу, как сказано: "Тору заповедал нам Моше, наследие общине Яакова"
(Дварим, 33:4). Слова эти означают, что каждый еврей причастен к правам и обязанностям, которые
определены для еврейского народа Торой.
Дети тоже участвуют в "гакафот" и ощущают себя взрослыми. В руках они держат
флажки и миниатюрные игрушечные свитки Торы. Когда Детей вызывают к Торе, это для них верх радости,
переживание, которое запоминается на долгие годы. В течение года детей не вызывают к Торе. Но в
Симхат Тора всех находящихся в синагоге детей вызывают к свитку Торы, а после чтения раздают сладости.
Детей вызывают к Торе, чтобы приучить их к исполнению этой заповеди. Они собираются возле бимы, самых
маленьких отцы держат на руках. Над детьми раскрывают "талит", и они все вместе повторяют
благословение, которое произносят перед чтением Торы. После чтения один из взрослых произносит
благословение, которое в свое время праотец наш Яаков дал своим сыновьям:
"Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит этих отроков и да наречется на них
имя мое и имя отцов моих, Аврахама и Ицхака, и да расплодятся они весьма на земле!"
(Брейшит, 48:16).
Симхат Тора символизирует неразрывную связь народа Израиля с Торой Израиля.
Поэтому принято вызывать к Торе всех молящихся, чтобы все без исключения ощутили свою связь с Торой.
"И принят у сынов Израиля обычай, чтобы в Симхат Тора всех присутствующих, от мала до велика,
вызывали к Торе. И принято давать обещание пожертвовать деньги на благотворительные цели, каждый в
соответствии со своими возможностями" (из книги "Сефер гамангиг").
После того, как всех присутствующих вызвали к Торе, вызывают двух
"женихов" - "хатан Тора" (дословно "жених Торы") и
"хатан Брейшит" (дословно "жених [главы] Брейшит").
Для "жениха Торы" читают последний, завершающий отрывок Торы.
Для "жениха Брейшит" читают слова из главы "Брейшит", которыми Тора
начинается.
Они называются "женихами" потому, что Тору сравнивают с невестой, а народ
Израиля - с женихом. Праздник завершения цикла чтения Торы и начало нового цикла - это своего рода
свадебная церемония, в которой народ Израиля - "жених", а Тора - "невеста". Поэтому бытует выражение,
гласящее, что в Симхат Тора радуются и Тора, и народ Израиля, подобно тому, как во время свадьбы
радуются жених и невеста.
В некоторых общинах принято провожать "женихов" до дома с песнями и танцами,
осыпая их цветами и конфетами. "Женихи" приглашают всех молящихся на "Кидуш", который совершают
после молитвы, - к праздничному столу в честь Симхат Тора.
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish Education in Ukraine | |
| |