|
ШМИНИ АЦЕРЕТ
Шмини Ацерет - отдельный праздник, наступающий сразу после Суккота. Название
праздника взято из Торы, (Бамидбар, 29): "В восьмой (Шмини) день у вас будет праздничное собрание
(Ацерет)". О Шмини Ацерет мы еще читаем в книге Ваикра (гл.23): "Семь дней приносите огнепалимую
жертву для Г-спода, в восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите огнепалимую жертву
для Г-спода. Это собрание праздничное (ацерет) - никакой работы не совершайте. Согласо тому, что
было сказано раньше о значении слова ацерет, ясно, что оно выражает любовь Всевышнего к Своему народу.
А мидраш добавляет: Всевышний хотел, чтобы у каждого месяца года был праздник. Нисану Он подарил
Песах, ияру - Песах-Шейни, Сивану - Шавуот.
Всевышний отдал месяцу тишрей: Рош а-Шана, предназначавшийся первоначально
тамузу, Йом-Кипур, предназначавшийся аву, Суккот, предназначавшийся элулу. Но тогда где же
собственный праздник месяца тишрей? Ему был дан Шмини-Ацерет - его собственный праздник. Это
самостоятельный праздник. Мы не сидим в "суке", мы не берем "арбаа миним", мы произносим
благословение "Шегехеяну" во время зажигания свечей и при совершении "Кидуша" после "Маарива". И,
тем не менее, Шминри Ацерет является своего рода завершением праздника Суккот и, кстати, по той же
причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
С чем можно сравнить этот праздник? Рав сказал: "Его история похожа на
историю царя, устроившего праздник. На праздник пришли все его слуги и друзья и веселили царя.
Царица сказала им: "Пока царь ласков с вами - просите его обо всем, что вам нужно". Так и Тора
советует Израилю: "Просите Всевышнего о ваших нуждах". Но Израиль в течение семи дней Суккот просит
о милости для семидесяти народов мира, а не за себя. Поскольку Израиль не понял, что должен просить
за себя, Царица задержала его еще на день..."
В книге Зогар и в Мидраше сказано, что приговоры окончательно запечатываются
на рассвете Шмини-Ацерет.
В Шмини-Ацерет произносят молитву о дожде. Это довольно длинная молитва,
состоящая из собственно просьбы о дожде и нескольких пиютов (стихов, гимнов). Она читается очень
торжественно. Зима - время дождей, и на переломе года, в Шмини-Ацерет, мы просим Б-га дать нам дождь.
После этого всю зиму мы вспоминаем о дожде в каждой молитве. Благодаря дождю в мир приходит жизнь.
Колос, прорастающий из зарытого в землю зерна, - символ будущего воскрешения из мертвых. Поэтому в
течение всей зимы "просьба о дожде" вставляется во второе благословение молитвы Шмоне-Эсре, в
котором говорится о воскрешении мертвых.
За пределами Страны Израиля праздник Суккот заключают не один, а два
праздничных дня. Это два отдельных праздника: Шмини-Ацерет и Симхат-Тора.
А в Стране Израиля оба эти праздника мы отмечаем в один день - 22 Тишрей.
СИМХАТ ТОРА
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
| |