Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

 
 

МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ

    Ибо Г-сподь,   Б-г  твой, ведет тебя в прекрасную страну -
    в страну водных потоков, где родники и источники бьют и в долине, и на горе;
    в страну пшеницы и ячменя, винограда, инжира и граната;
    в страну олив, дающих масло, и фиников, дающих сладкий мед;
    в страну, где не в нищете будешь есть хлеб твой, где ты ни в чем не испытаешь недостатка;
    в страну, камни которой - железо, а из гор которой ты будешь добывать медь.
    И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, твоего  Б-га , за прекрасную страну, которую Он дал тебе.

(Дварим, 8:7-10)

    Изречение раби Иоханана бен Закая подчеркивает значение посадки деревьев на Земле Израиля. Озеленение Страны Израиля, культивация и сохранение ее зеленых насаждений - это символ всеобщего освобождения еврейского народа. Без него нет нормальных условий для здоровой жизни людей. Охрана природы - это основа для расцвета духовной жизни человека - чистой и святой. Поэтому посадка деревьев важнее, чем даже встреча Машиаха.
Раби Иоханан бен Закая говорил:

    "Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, - сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха".

(Авот дераби Натан)

    Этот народ - как виноградный куст:

его лозы - это зажиточные люди,
его гроздья - это мудрецы Торы,
его листья - это простые земледельцы.

(Хулин, 92а)

Почему НАРОД ИЗРАИЛЯ сравнивается с ВИНОГРАДОМ?

         Так и Всевышний: желая, чтобы весь мир узнал о народе Израиля, забрал его из Египта и привел в пустыню - там евреи получили Тору и весь мир узнал о них.

    А что делают хозяева виноградника для того, чтобы виноградный куст приносил лучшие плоды?
     Они выкапывают его, переносят на другое место и там сажают, и плоды становятся лучше.

(Шмот Раба)

Почему Тора сравнивается с инжиром?

    А потому, что плоды всех деревьев - маслины, виноград, финики - собирают сразу в какое-то одно определенное время, - только плоды инжира снимают с дерева понемногу.
    Такова и Тора: сегодня вы учите немного, завтра - больше, потому что Тору невозможно выучить ни за год, ни за два.

(Бемидбар Раба)

Почему народ Израиля сравнивается с оливой?

Чтобы дать тебе понять:

КАК

    Олива не дает свое масло раньше, чем ее побьют в ступе,

ТАК И

    народ Израиля не возвращается к добру раньше, чем не испытает страданий

КАК

    Олива не теряет своих листьев ни зимой, ни летом,

ТАК И

    народ Израиля никогда не исчезает - ни в этом мире, ни в мире грядущем

(Мнахот, 536)

Почему народ Израиля сравнивается с финиковой пальмой?

    Потому что у финиковой пальмы нет ни одной бесполезной части:
    плоды идут в пищу,
    побеги - лулавы - нужны для исполнения заповеди "арбаа миним",
    листьями кроют шалаш для праздника Суккот,
    из ее грубых волокон делают веревки, а из тонких - сита,
    из ствола - балки для строительства жилья.

(Мнахот, 536)

    "На гранатах показались бутоны" - это дети, которые сидят и занимаются Торой: они сидят рядами, как зернышки в гранате.

(Шир-гаширим Раба)

***

    Избранные изречения наших мудрецов раскрывают символический смысл плодов, которыми славится Страна Израиля. Дело не только в их замечательных качествах, но и в том, что они олицетворяют особенности самого народа Израиля. Природа не существует сама для себя, ее предназначение - быть символом жизни человека вообще и народа Израиля в частности.
    Чтение этих изречений может стать украшением вечера или утренника, посвященного празднику Ту би-Шват. Каждое из них может прочитать ребенок, держа в руке тот плод - настоящий или искусственный, о котором идет речь.

Плоды Страны Израиля и их символический смысл

  

 

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish Education in Ukraine