В порядке дискуссии
На страницах еврейской печати некоторые наши лидеры выступают с новациями, рациональность которых может быть поставлена под сомнение.
В частности, в газете "Еврейские вести" (№ 23-24, декабрь, 1998) была помещена заметка о заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. На этом заседании выступил президент Совета национальных обществ и Еврейского Совета Украины Илья Левитас. Он поднял вопрос о разработке проекта документа о национально-культурной автономии для национальных меньшинств Украины.
В этом же номере газеты сообщалось о заседании правления Совета национальных обществ, на котором обсуждалась проблема создания национально-культурных автономий. Объясняется сущность новой идеи так: "...каждая национальная общность имеет свои определенные признаки: язык, культуру, обычаи. Для того чтобы, оставаясь гражданами Украины, эти признаки сохранить, нам необходима национально-культурная автономия. Не являясь территориальной, эта автономия должна объединить представителей каждого народа независимо от места проживания... Автономии должны иметь своих представителей в органах власти, заниматься программами развития своих культур, сохранения исторических памятников, создания творческих коллективов".
Газета "Моя родина" (№ 1, 2000) поместила большое интервью с Ильей Левитасом, в котором затронут вопрос о национально-культурной еврейской автономии. "Это понятие кое-кого пугает, - говорит Илья Михайлович. - Я готов отказаться от него, предложив другую идею - национальное еврейское представительство в Украине". И. Левитас сравнивает эту идею с Представительством крымскотатарского народа при Президенте Украины. Мол, есть прецедент. "Пусть это будет Дорадча Рада (Совещательный Совет) при Президенте Украины", - уточняет Левитас.
Вскоре был опубликован Указ Президента Украины Леонида Кучмы "О Совете представителей общественных организаций национальных меньшинств Украины"..., цель которого - повышение роли общественных организаций нацменьшинств Украины в процессе принятия органами государственной власти решений относительно развития этнической культуры, языковой и религиозной самобытности...". Руководителем Совета назначен Владимир Евтух, его заместителем - Илья Левитас. Таким образом, идея председателя Еврейского Совета Украины частично воплотилась в соответствующем документе.
Один из сторонников подобной идеи Виталий Нахманович опубликовал в газете "Возрождение XXI век" (№ З-4, 2000) статью "Исторические предпосылки и перспективы возрождения восточноевропейской еврейской общины". Автор статьи - Исполнительный директор Еврейской Конфедерации Украины. В свое время участвовал в разработке закона Российской Федерации "О национально-культурной автономии".
После некоторых общих рассуждений о том, что "...народ - это в первую очередь единство духовное, ...как и человек, жив, поскольку в нем присутствует искра Божия, т.е. душа... Эта теоретическая посылка на практике приводит нас к такой форме самоорганизации общины, как национально-культурная автономия. Она предполагает... ограниченный экстерриториальный суверенитет, лишь формально привязанный к сложившемуся административному делению. Тем самым национально-культурная автономия снимает главное противоречие современных национальных движений - противоречие между интересами господствующей нации, не желающей поступиться территорией своей страны, и интересами других проживающих на этой территории народов, стремящихся построить свою жизнь сообразно собственным представлениям о Мире.
Не видя для этого возможности, - пишет далее Нахманович, - кроме создания собственного государства, они (нацменьшинства - С.А.) с неизбежностью встают на путь сепаратизма, от мирного, по типу Квебека, до безнадежно кровавого, по типу Чечни". Похожее высказывание есть и у Ильи Левитаса.
В связи с этими идеями - отмечу. В Украине существует Закон о национальных меньшинствах - один из наиболее демократичных в мире. В преамбуле Закона говорится: "Исходя из жизненных интересов украинской нации... и в целях строительства независимого демократического государства, признавая неразрывность прав человека и прав национальностей.., Украина гарантирует гражданам республики независимо от их национального происхождения равные политические, социальные, экономические и культурные права и свободы, поддерживает развитие национального самосознания и самовыявление". В законе девять пунктов, которые развивают и конкретизуют эту преамбулу. Украина присоединилась ко всем международным документам, гарантирующим права национальных меньшинств. Закон практически предоставляет евреям полную культурную автономию. И это наблюдается в реальной жизни. Религиозные общины, еврейские школы, детские сады, театры, иешивы, музыкальные ансамбли, художественные коллективы, различные фонды и институты. Евреи могут свободно уехать в Израиль и возвратиться.
Доктрину национально-культурной автономии пытался в свое время реализовать Бунд - Всеобщий еврейский рабочий союз. В 1917 году в России действовало 400 региональных организаций, в которых насчитывалось около полумиллиона членов. В начале 20-х годов в СССР при ЦК работала Еврейская секция, существовали еврейские районы со своей еврейской администрацией, судами и т.д. Кончилось тем, что всех активистов-бундовцев постепенно убрала советская власть.
Спрашивается, кому из евреев и зачем нужна в новый исторический период автономия, когда в стране существуют замечательные законы, охраняющие суверенитет национальных меньшинств, и когда есть суверенное государство - Израиль.
Зачем будоражить националистические устремления некоторой части украинцев, которые чрезвычайно чувствительны ко всякого рода претензиям со стороны, как они говорят, "чужынцив".
"Еврейский Обозреватель", Киев (Украина), № 3, декабрь 2000
|