«Еврейский Обозреватель»
ИМЕНА
8/99
Апрель 2005
5765 Нисан

РАВВИН ЛАУ: «Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ СЛЕДУЮЩИЙ ПОНТИФИК ПРОДОЛЖИЛ НАСЛЕДИЕ ИОАННА ПАВЛА II В ОТНОШЕНИИ   К  ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ»

ЭДУАРД ДОКС

На главную страницу Распечатать

Известие о смерти Папы Римского застало бывшего Главного раввина Израиля Исраэля Меира Лау в Киеве, куда он прибыл в составе израильской делегации на мероприятия, посвященные 15-летию деятельности фонда «Орах Хаим».

Будучи лично знакомым с покойным понтификом, раввин Лау раскрыл свое видение деятельности Иоанна Павла II.

- Уважаемый раввин, что вы можете рассказать о Иоанне Павле II?

- Понтифик Иоанн Павел II отличался симпатией  к  еврейскому народу и Государству Израиль, что выражалось различными фактами в ходе его каденции. Хорошо запомнился его визит в Большую синагогу Рима в 1986 году, где он назвал евреев «нашими старшими братьями». По его инициативе была создана комиссия по просьбе о прощении и примирении с еврейским народом за преступления, которые представители церкви совершили по отношению  к  еврейскому народу. Комиссия работала под руководством кардинала Эдда Кассиди. Понтифик выступал с осуждением антисемитизма во всех странах, которые посетил в ходе своего правления. Он признал Государство Израиль и установил дипломатические отношения с еврейским государством в 1993 году. Но больше всего запомнился визит Папы в Иерусалим в марте 2000-го, в ходе которого проявилось его особенное отношение  к  народу и  к  государству при встречах с Президентом Израиля, с главными раввинами, при посещении мемориального комплекса «Яд ва-Шем» и Западной стены. В завершение его визита мне довелось принять участие в симпозиуме, посвященном миру на планете. Ислам представлял там шейх Аль-Тамими, глава шариата - мусульманского религиозного суда. На этом симпозиуме Папа Иоанн Павел II также выразил свое мнение о праве еврейского народа на мирную жизнь в своем возрожденном государстве.

Я бы объяснил его особенное отношение  к  еврейскому народу тем фактом, что когда он был епископом в Кракове во время Второй мировой войны, то сам видел попытки уничтожения еврейского народа, он был очевидцем самой страшной трагедии, постигшей народ Израиля и, по моему мнению, решил положить конец кругу враждебности и кровопролития, который отчасти подпитывался злыми веяниями в католической церкви в течение многих поколений. Я хотел бы пожелать нам, чтобы избранный на его место понтифик наследовал отношение Иоанна Павла II  к  еврейскому народу.

- Вы встречались с Папой Римским пять раз. Какое личное впечатление произвел на вас этот человек в ходе этих встреч?

- Самая длительная наша встреча состоялась 19 сентября 1993 года и продолжалась 40 минут. Мне не хотелось посещать Ватикан в силу галахической проблемы (если это не ради спасения жизни, то не оправданно посещать места, где содержатся статуи, иконы и т. п.), и он специально ожидал меня в своей летней резиденции Кастель Гандольфо. Папа дал указание вынести все статуи, которые были в доме и во дворе, хотя я этого и не просил. Всюду, где раньше находились статуи, стояли солдаты почетного караула швейцарской гвардии, которые отдавали честь Главному раввину Израиля - Лау.

- О чем вы разговаривали?

- На встрече он сказал мне: «Я помню вашего деда, раввина Френкеля Теомим в Кракове, который каждую субботу ходил в синагогу с большим количеством детей». «Сколько внуков было у Вашего деда?», - спросил он у меня. «Было 47», - ответил я. «Сколько из них выжили после Холокоста?» «Только пятеро...» Он тогда задумался и сказал: «Я все время повторяю и подчеркиваю, что все мы, все человечество должны гарантировать продолжение рода нашего старшего брата - еврейского народа». Он не соглашался крестить еврейских детей, родители которых передавали их католическим семьям во время Катастрофы. Передавшие детей родители уже больше никогда не возвращались, и усыновившие еврейских детей католики приходили  к  нему,  к  Каролю Войтыле для их крещения. Но он говорил: «Поскольку таким не было желание их биологических родителей, наш долг по отношению  к  еврейскому народу не делать этого». Это он сам мне рассказывал. Мне даже известно одно имя - Шахна Геллер. Она жила в семье Яховиц с двух до пяти лет. Госпожа Яховиц привела ее  к  понтифику, который тогда был епископом, для крещения, но он не согласился.

- Это однозначно утрата для еврейского народа...

- Надеюсь, что следующий понтифик продолжит путь Иоанна Павла II. Необходимо помнить, что у нас был очень большой счет  к  католической церкви. И в этом темном туннеле был луч света, наступивший с приходом Иоанна Павла I, который также (как и Иоанн Павел II) был другом еврейского народа, но правил всего несколько недель.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org