«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
9/100
Май 2005
5765 Нисан

ИЗОБРЕТАТЕЛИ ЖИДА

ЯРОСЛАВ БУТАКОВ

На главную страницу Распечатать

Если в кране нет воды — кто виноват? Правильно. И чем больше власть и СМИ говорят о необходимости борьбы с подобными настроениями, тем больше они укореняются в массовом сознании. Это логично. Самое интересное, что эти настроения продуцируются не простонародьем, которое имеет весьма отдаленное и отвлеченное представление о «вечном народе»,   а  именно интеллигенцией.

Юдофобия обычно предстает как синоним или даже как критерий темноты, невежественности, отсталости, этноцентрической ограниченности, присущей неразвитой, необразованной народной массе. Однако этот стереотип не имеет ничего общего с реальностью. Великорусский народ, проживавший в Сибири и на Дальнем Востоке, до начала ХХ века практически не сталкивавшийся с евреями в обыденной жизни, отнесся к ним гораздо толерантнее многих европейских наций, считающихся «культурными». Особенно это проявилось в революцию 1917 года и гражданскую войну. Помните, как у  А .Фадеева в «Разгроме» партизаны относились к комиссару Левинсону? Как к человеку совершенно другой породы, которому будто бы на роду было написано быть лидером. Революция 1917 года, как это теперь ясно видится, во многом представляла собой попытку построить «царство Божие» на земле. И лидерство евреев в этом строительстве воспринималось значительной частью русского народа как вполне оправданное явление.

Говоря о русской интеллигенции, следует иметь в виду неопределенность этого понятия. Н.Бердяев метко подметил, что интеллигентом в России вовсе не обязательно именовался человек интеллектуальной профессии, последний же не всегда причислялся к интеллигенции. Русский интеллигент — это мыслящий, вернее, рефлексирующий субъект, находящийся в оппозиции ко всякой власти и — шире — ко всему наличному миропорядку.

Эта интеллигенция столетие назад культивировала в своей среде национальную и религиозную толерантность. Лакмусовой бумажкой интеллигента считалась его готовность выступить против «притеснения царским режимом» каких-нибудь не русских этнических и вероисповедных меньшинств. В программе кадетской партии пункт № 1 требовал отмены всяких ограничений по национальному и конфессиональному признаку, причем среди дискриминируемых групп в первую очередь упоминались евреи и поляки, но ни словом не говорилось о самом многочисленном слое населения, подвергавшемся стеснению в правах, — о русских старообрядцах и сектантах.

В советской России, где евреи с самого начала занимали видное место не только в государственном управлении, но и в науке, культуре и образовании, почва для подобных настроений была удобрена гораздо щедрее. Межэтническая конкуренция — вот самая очевидная причина широчайшего распространения юдофобии среди советской интеллигенции. Если до революции юдофобия была связана преимущественно с христианской традицией, распространяемой церковью, то в условиях большевистских гонений на православие именно интеллигенция стала главным рассадником юдофобских настроений. Парадоксальным образом (хотя, может быть, именно поэтому) такое положение дел сочеталось с тем, что в массовом сознании понятия «интеллигент» (особенно «очкастый») и «еврей» служили чуть ли не синонимами («Пришли евреи и очкарики, враги народного труда...»)

Набор стандартных интеллигентских обоснований юдофобии можно упрощенно представить в таком виде: 1) евреи — «мировое зло», транснациональная корпорация, стремящаяся к глобальному господству; 2) евреи — организованная сила «всемирного заговора», направленного на ослабление России; 3) евреи — организованная сила, проталкивающая своих людей на важные посты и мешающая продвижению талантливых русских; 4) евреи захватывают видные места, получают богатства и почести не благодаря своим положительным качествам,  а  только в силу своих якобы беспринципности и беспардонности.

В этом списке обращает на себя внимание, в первую очередь, то, что объектом юдофобии ни в одном случае не выступает особый уклад жизни еврейского народа. Этот уклад, когда он действительно существовал, вызывал у русского интеллигента только жалость и сострадание. Так, интеллигентнейший (в самом лучшем смысле этого слова) вождь белого движения  А .Деникин, близко наблюдавший жизнь еврейского местечка в конце XIX века, писал о евреях как о несчастном народе, добровольно сковавшем себя средневековыми предрассудками и архаичным социальным укладом. Такой вот взгляд человека рафинированной европейской культуры.

В советское время этот особый уклад был почти полностью разрушен. И можно уверенно констатировать: быт, обычаи, религия евреев уже давно не могут являться объектами юдофобии в России. Таковыми служат лишь некоторые качества евреев, существующие в воображении части интеллигенции (и народа как материала, впитывающего идеи). Несложно увидеть, что в изображении евреев как некоей сплоченной массы, маниакально преследующей цель установления господства над миром или хотя бы над Россией, главное место занимают не сами евреи,  а  вышеозначенные параноидальные задачи. История мира, и особенно России, в ХХ веке полна трагических страниц. Конечно, мы хотели бы видеть Россию в лучшем положении, чем то, в котором она очутилась. Соблазнительно найти универсальное зло для объяснения любых негативных процессов.

В данном случае мы имеем дело просто с рефлексией на исторические события, со своего рода комплексами национального исторического сознания. Еврей в этой рефлексии выступает не реальным представителем реального этноса,  а  неким олицетворением зла. В такой «социологической модели» абстрактный еврей может быть легко заменен столь же фантомным субъектом (например, «масоном»). Просто евреи, учитывая традиционное к ним в христианстве отношение, представляют собой наиболее удобный символ. Характерно, что очень многие «концептуальные» юдофобы часто признаются, что ничего не имеют против конкретных, им лично знакомых евреев, но они против «еврейства» как целого.

Другого рода мотив, лежащий в основе юдофобских представлений, связан с кажущимся положением евреев как господствующей этносоциальной группы. Учение Маркса (еврея-юдофоба) немало поспособствовало распространению взгляда на евреев, как на народ-эксплуататор. То, что за последние 10–15 лет значительная часть российского национального богатства оказалась в руках нескольких лиц, среди которых есть и евреи, укрепила слепое убеждение в том, будто евреи коллективно грабят русских тружеников. Такое мифологическое представление не колеблется под давлением фактов, говорящих о том, что жизненный уровень российских евреев равен таковому у всех городских жителей России. Только интересно, если бы евреев не было, кого «патриоты» стали бы выставлять как «народа-паразита»? Или им пришлось бы признать, что финансовая олигархия при капитализме — неизбежное зло, независимо от национальности лиц, ее составляющих?

Часто можно услышать, что тот или иной еврей не по праву, не по заслугам выдвинулся на поприще бизнеса, науки или искусства. Здесь мы уже имеем дело с соображениями конкурентного свойства. Трудно бывает признаться самому себе, что некто наделен какими-то талантами или профессиональными качествами богаче тебя. Значительно легче и утешительнее объяснять собственную неудачу какими-то особыми чертами еврейской племенной организации или же пресловутой еврейской беспринципностью.

Итак, если первого рода мотив, лежащий в основе юдофобии, — это коллективные комплексы, связанные с национальной историей, то мотив второго рода — это комплексы личные, которые пытаются раздуть до уровня общественной проблемы. Но в обоих случаях объектом фобии является не еврейский этнос сам по себе,  а  некое абстрактное социальное зло, которое просто пытаются идентифицировать наиболее легким и удобным способом. И не случайно поэтому, что юдофобствующий русский интеллигент, как правило, не питает неприязни к лично ему знакомым несомненным евреям. Ведь главной заботой такого «интеллигента» является поиск «скрытых жидов» среди своих ближних.

Сто лет назад проявлением оппозиционности в России считалась защита евреев от нападок властей и толпы. Ныне ситуация почти прямо противоположная. Символом оппозиции существующему строю,  а  по российской традиции — также и символом интеллигентности стали радикальные формы русского национализма и тесно связанная с последним юдофобия. Политизированная неприязнь к евреям вырастает из глухого бессознательного отторжения современной демократии. Неприятие существующего — типично интеллигентская черта. Поэтому не стоит удивляться тому, что среди нынешних русских «национал-патриотов» есть и евреи.

Вечный вопрос с вечным ответом на него будет и впредь всплывать на поверхность. Юдофобия — хорошо раскрученный бренд, на котором зарабатывают и юдофобы, и юдофилы. Спрос на него будет всегда. Вольтер как-то сказал, что если бы чего-то нужного не было, то его стоило бы выдумать.

«Ами», Санкт-Петербург
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org