...Ирина Портникова - художественный и музыкальный руководитель театра «Нэшомэ» («Душа») и Давид Кладницкий - талантливый самобытный поэт. В результате их творческого содружества появились такие спектакли, как «Ваш Дунаевский» и «Я возношусь во поднебесье...».
А в канун 60-летия Победы над фашистской Германией состоялся их новый музыкальный спектакль «Если б не было войны».
Но она была, и для нашего народа стала Великой Отечественной. Участникам боевых действий этой войны, живым и тем, кто не вернулся с поля боя, их матерям и женам был посвящен этот спектакль.
Коллектив театра не имеет своего помещения, работают артисты на волонтерских началах. Они артисты только на сцене, а в жизни же - учащиеся, учителя, ветераны войны и труда.
- Где вам удалось достать столько различного обмундирования военных лет, да еще и обелиск на сцену? - спрашиваю руководителя театра «Нэшомэ» Ольгу Тер-Вартанян.
- Есть добрые люди, - говорит она. - Реквизиты этого спектакля были нам любезно предоставлены киностудией им. Довженко.
В течение полутора часов перед зрителями прошли 1418 дней и ночей Отечественной войны. Прошли в песнях военных лет, стихах и прозе, написанных Давидом Кладницким, в инсценировках, поставленных супругами Владленом и Ириной Портниковыми.
... На сцене - ученица 5-го класса Даша Бобровая:
«Для нас уж давно они стали родными, они, как лекарство, нам очень нужны. И радость, и горести песни войны...».
Артисты читают стихи о Родине, о родном Киеве, о черном утре 22 июня 1941 года... А затем Никита Ищенко, маленький мальчик в солдатской форме, исполнил самую известную песню о войне: «Вставай, страна огромная...»
Страшное наследство оставила война: «По всей России обелиски, как души рвутся из земли». Слезы навернулись на глаза ветеранов, когда Дарина Станишевская, опустившись на колено, положила к обелиску букет полевых цветов и произнесла монолог:
- Мария понимала, что мужа нет в живых, и все же надеялась на чудо. Но время для чуда было упущено. И вот, наконец, на один из её запросов пришел ответ - сообщили место его захоронения... В деревне ей рассказали, как пройти к братской могиле. По дороге собрала букетик полевых цветов. На памятнике застыли колонны фамилий. Она трижды перечитала их - мужа среди них не было. Мария положила букетик на могилу и заплакала. Когда подходила к могиле, боялась увидеть его фамилию, но еще страшнее оказалось - не увидеть. И тут она увидела в стороне, в ветвях ивы, одинокую надмогильную звезду. Это был он... Она опустилась на колени и, как слепая, трогала буквы. «Миша, - сказала она, - это я к тебе пришла, Маша».
Закончился этот спектакль памяти на оптимистической ноте. «На фронте вот уже два дня, как наступила тишина. - Блаженство... Ранняя весна.... И птичьи голоса».
Восьмой год существует театр еврейской песни. 16 спектаклей подготовил и показал он зрителям за прошедшее время.
Но этот, 17-й, особый и по содержанию, и по эмоциональному напряжению, и по зрительским симпатиям. Особый он и потому, что посвящен 60-летию победы над нацизмом - самому светлому празднику.
|