Сотни лет, когда аисты пролетали над их головами, возвращаясь из Израиля, эфиопские евреи поднимали лица к небу и говорили «Шмелла, шмелла, агарачин Иерусалем бехена» — что на амхарском языке означает «Аист, аист, как там поживает наша страна Иерусалим?»
Сегодня аист — символ «Хасида-Шмелла» — организации эфиопских евреев в Нью-Йорке, цель которой нести в американское общество сведения о наследии своей древней еврейской общины.
«Пришло время нам, эфиопам, самоорганизоваться, рассказывать о нашей культуре и религии, — говорит Гади Задиа, вице-президент организации. — Большинство в еврейской общине не знают нас лично. Они представляют нас, понятия не имея, кто мы такие».
В результате, говорит он, об эфиопских евреях в мире складывается искаженное представление. Лидеры «Хасида-Шмелла» стремятся говорить с людьми напрямую — особенно в Нью-Йорке, где живет 250 эфиопских евреев.
«Хасида-Шмелла» была основана в ноябре 2004 года, когда отмечалось 20-летие «Операции Моисей» — вывоза в Израиль евреев из Эфиопии. Благодаря усилиям члена городского совета Нью-Йорка Алана Гершома, город принял участие в финансировании деятельности этой организации, в частности выделив средства на театральную постановку, рассказывающую об исходе эфиопских евреев через Судан в 1984 году.
Несколько телевизионных каналов сообщили об этой постановке, проходившей в одном из помещений горсовета.
Второе мероприятие, устроенное этой организацией, тоже побило все рекорды для маленькой и самобытной общины.
На эфиопский шаббатний ужин, устроенный в конце февраля, пришло 120 человек — вдвое больше, чем когда-либо приходило на ужин в «Макор», еврейский общинный центр в Манхэттене, работающий преимущественно с молодежью.
Пришли евреи, принадлежащие к самым разным этническим группам.
«Мы постоянно стараемся привлечь к нам в «Макор» все больше новых людей, показать, что в Нью-Йорке живет много еврейских общин, о которых мы мало что знаем и с которыми хочется установить связь», — говорит Бат Вайсс, работающая в центре.
«Собралась очень разнообразная публика, чего как раз я и хотел, — сказал президент «Хасида-Шмелла» Бизу Рики Муллу. — Я не хотел, чтобы пришли только эфиопские или только американские евреи. Я хотел, чтобы эфиопские евреи установили контакты с американскими».
Подавали кошерную эфиопскую еду. Многие впервые услышали благословение на вино и хлеб, произосимые на геэз, культовом языке эфиопских евреев.
На том же обеде выступили три эфиопских израильских юриста, которым организация «С Израилем в сердце» устроила тур лекций в Америке.
Одна из целей этого тура, подчеркивает основатель «С Израилем в сердце» Джоуи Лоу, — объяснить американским евреям, что эфиопам, приехавшим в Израиль, есть что предложить своей новой стране.
«Если мы, как следует, инвестируем в эту общину, — дивиденды будут колоссальные. Они могут стать колоссальным состоянием для страны», — сказал он.
«Они выросли как община; они получают образование; они изменяют отношение к себе как к эфиопам, — соглашается Вайсс. — И видеть это очень приятно, приятно расставаться с этими старыми негативными стереотипами, связанными с понятием «эфиопский еврей».
Но не всем было уютно во время выступления израильских юристов. Тедрос Биха, один из основателей «Хасида-Шмелла», счел, что слишком большое внимание было уделено профессиональному статусу юристов.
«Получается какое-то сомнительное утверждение, что якобы, поскольку появились эфиопы-юристы, нам теперь есть что предложить израильской или американской еврейским общинам — как будто раньше нам предлагать было нечего этим общинам, — сказал он. — Это отношение лишь демонстрирует отсутствие знания, полное невежество, касающееся эфиопской еврейской истории и культуры».
Казалось, что многие эфиопы, пришедшие на тот шаббатний ужин, были согласны с Биха.
«Израильтяне абсолютно не стремятся узнать эфиопов, — сказал Йосси Таганиа, офицер Армии обороны Израиля, который пробыл в США два месяца. — Они предвзято относятся к эфиопам, считая, что все они приехали из деревень и были крестьянами. Израильтяне думают, что эфиопы приехали из недоразвитых стран».
Представление, что у общины низкое, примитивное происхождение, заслоняет от многих израильтян трехтысячелетнее наследие эфиопских евреев, — считает Таганиа.
«Я никого за эту ситуацию не виню, — говорит Биха. — Неэфиопам незачем прилагать усилия, чтобы изучать наше наследие, это мы должны приложить усилия, чтобы донести эти знания до людей — в школах и других учебных заведениях».
Это соображение и было движущей силой при создании «Хасида-Шмелла».
Лидеры «Хасида-Шмелла» считают, что Песах предоставляет прекрасную возможность рассказать о традиции своей общины.
«Я считаю эфиопское наследие восхитительно красивым, — сказал Муллу. — Мы не должны стремиться стать тем, кем мы не являемся, но при этом мы должны стать частью других общин. Мы должны принимать всех, а они должны принимать нас. И неважно, какого вы цвета. На свете есть только один Б-г и одна Тора».
JTA
|