«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
10/101
Май 2005
5765 Ияр

НАТАН ЩАРАНСКИЙ ПОДАЛ   В  ОТСТАВКУ

На главную страницу Распечатать

Министр по делам Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский подал  в  отставку  в  знак протеста против реализации плана размежевания с ПА. Свое решение он объяснил  в  письме, отправленном на имя главы правительства Ариэля Шарона.  В  письме Щаранский сообщает, что выступал против размежевания с того момента, когда Шарон впервые представил этот план. По мнению Щаранского, любые уступки должны быть обусловлены демократическими реформами  в  палестинском обществе. «План одностороннего размежевания ни  в  коей мере не соответствует этому принципу.

Наоборот, он лишь стимулирует террористов и ослабляет шансы на построение свободного общества для палестинцев», — считает экс-министр.

Далее Щаранский задает ряд вопросов: будет ли уход Израиля способствовать усилению свободы слова  в  ПА, защите прав человека, прекращению антиизраильской пропаганды, расформированию террористических организаций, созданию рыночной экономики, созданию человеческих условий для беженцев, четвертое поколение которых живет  в  лагерях? На все эти вопросы он дает отрицательный ответ.

«Мы продолжаем, как заклинание, твердить фразу «Мы здесь, а они — там». Но ведь эту фразу мы сами же и придумали, и за ней не стоит ничего, кроме нашего желания оставить все проблемы с нашими соседями по ту сторону границы и забыть о них. Но соседи никуда не исчезнут, а проблемы все равно придется решать» — уверен политик.

Он называет план размежевания ошибкой и заявляет, что самая большая опасность, грозящая Израилю  в  связи с реализацией этого плана, — это глубочайший раскол  в  израильском обществе. Затем Щаранский сообщает: «Я не могу нести ответственность за проведение  в  жизнь плана, который считаю крайне опасным и против которого я последовательно выступал и выступаю. Я не могу находиться  в  правительстве, весь смысл, цель и оправдание существования которого заключается только  в  одном — реализации плана одностороннего размежевания».

КОММЕНТАРИЙ SEM40.RU

По свидетельству тех, кто близко знаком с Натаном Щаранским, он сильный игрок  в  шахматы. Умеет правильно оценить позицию, хорошо считает варианты. С этой точки зрения его заявление об отставке, поданное именно сейчас, а не вчера и не завтра, представляется хорошо продуманным ходом  в  той сложной игре, которую Щаранский ведет на политической доске Израиля.

То, что он изложил  в  заявлении на имя Ариэля Шарона, сказано правильно и убедительно — и по поводу односторонних уступок террору, и насчет иллюзий того, что, уйдя из Газы, Израиль оставит за чертой размежевания все проблемы, и об угрозе единству израильского общества. И о том, что он не может находиться  в  правительстве, «весь смысл, цель и оправдание существования которого заключается только  в  одном — реализации плана одностороннего размежевания».

Еще Пушкин  в  свое время иронично заметил по поводу некоего автора, что все это, безусловно, верно и делает честь его проницательности. Дело, однако,  в  том, что противники планов Ариэля Шарона сказали все то же самое задолго до Щаранского. И, отстаивая свои принципы, покинули правительство намного раньше. По собственной инициативе из правительства вышел министр строительства Эфи Эйтам, заместитель министра по делам религий рав Ицхак Леви, заместитель министра просвещения Цви Гендель и лишь Узи Ландау Шарон уволил.

Когда Натан Щаранский появился на одном из русских телеканалов, ведущая спросила, не вызвана ли его отставка простым желанием отмежеваться от крайне непопулярного  в  Израиле решения об эвакуации жителей поселений. Дескать, вы переждете, пока это без вашего участия станет свершившимся фактом, а потом вернетесь  в  политику чистым и незапятнанным.

Вопрос, надо сказать, на засыпку. Однако шахматист Щаранский изящно вышел из ситуации, заверив телезрителей, что он всегда был верен себе — и  в  советской тюрьме, и  в  израильской политике.

Скорее всего, Щаранский не собирается быть частным лицом.  В  эти дни из окружения бывшего министра поступает информация о том, что он неофициально начинает кампанию за назначение на пост главы «Сохнута» (к этому вопросу мы еще вернемся. — Прим. ред.).

Реакция израильских политических лидеров на отставку Щаранского неоднозначна.

Депутат Михаил Нудельман заявил, что «Щаранский — фигура знаковая.  В  нем отразились все достоинства и противоречия русскоязычного еврейства, нашей алии, выросшей  в  Советском Союзе.  В  принципе, Щаранский сделал огромное дело. Без него вообще было бы невозможным представительство нашей общины  в  Кнессете».  В  то же время Михаил Нудельман считает, что Щаранскому вообще не стоило заниматься политикой. «Его отставка не кажется мне правильным ходом. На мой взгляд, это еще более накаляет и так не простую ситуацию», — сказал Нудельман.

Председатель национально-религиозной партии «Мафдал» депутат Эфи Эйтам отреагировал так: «Отставка Щаранского, который стал всемирным символом борьбы за права человека, свободу и демократию, является огромной моральной победой лагеря противников размежевания. Щаранский, отказавшийся от кресла ради верности принципам, должен указать путь остальным членам «Ликуда», выступающим против размежевания, но продолжающим заседать  в  министерских креслах». «Я считаю отставку Щаранского очень благородным и правильным поступком», — подчеркнул  в  свою очередь депутат Кнессета от партии «Наш дом — Израиль» Юрий Штерн.

 В  противовес этой точке зрения политический оппонент Щаранского — председатель крайне левой партии «Демократический выбор» Роман Бронфман считает отставку министра апогеем «политического и идеологического банкротства его самого и возглавляемой им партии». «Советский правозащитник превратился  в  Израиле  в  пропагандиста войны и борца за оккупацию», — говорится  в  заявлении, распространенном пресс-службой депутата. «Щаранский, избранный  в  Кнессет голосами репатриантов, на самом деле никогда не представлял ни их, ни их интересы, но защищал интересы поселенцев и их идеалы. Отставка Щаранского вскрывает его истинное лицо и его подлинные приоритеты», — отмечается  в  заявлении Бронфмана.

Показательно, что журнал «Тайм» поставил Щаранского  в  списке 100 человек, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой истории  в  последние годы, на более высокое место, чем премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Кстати, сам Щаранский опровергает слухи о его решении баллотироваться на пост главы Еврейского агентства, главы Бюро по связям с еврейством стран СНГ и Балтии (НАТИВ), а также о намерении лоббировать интересы бывших российских олигархов  в  США.

На вопрос: «Как вы собираетесь обеспечивать семью?», Щаранский ответил, что, несмотря на то, что особых сбережений у него нет, он не особенно озабочен своим финансовым будущим. «Я смогу зарабатывать чтением лекций... Есть книга, которую сейчас рекламирует Буш. Когда рекламирует книгу президент США, она расходится хорошо», — сказал Щаранский. При этом некоторые журналисты утверждают, что Джордж Буш, расхваливший книгу Щаранского «Дело демократии», очевидно, не вник  в  ее содержание: он был очень удивлен, узнав, что автор выступает против размежевания с палестинцами.

Как бы то ни было, ни бунт внутри собственной партии, ни набирающее силу сопротивление правого лагеря, ни недвусмысленные угрозы лидеров арабского террора не повлияли на генеральную линию Шарона — уйти из Газы и ликвидировать поселения. Не повлияет на нее и отставка министра по делам Иерусалима и диаспоры.

sem40.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org