60 лет назад Мордехай Бен-Порат — участник еврейского сопротивления — начал организовывать «секретный исход» членов еврейской общины из Ирака на территорию современного Израиля.
Он проводил аналогичные проекты и в отношении евреев Ирана. Эти операции носили название «Операции Эзры и Нехемии» и помогли 120400 иракским евреям приехать в Израиль в 50-х годах. Если не считать исхода из Египта, это стало самым большим перемещением населения в истории еврейского народа.
«Вернусь ли я жить в Ирак? Никогда! — говорит Бен-Порат, основавший в Ор-Иегуде музей Вавилонского еврейства. — Тем не менее, я думаю, что все мы, иракские евреи, хотели бы посетить Ирак».
Около 450 тысяч иракских евреев проживают в Израиле, составляя четвертую по величине иммигрантскую группу — после русских, марокканцев и румын. «Я думаю, Соединенные Штаты совершают ошибку в отношении Ирака, — говорит 72-летний Элияху Лаор, бывший учитель, уроженец небольшого городка Кифри на севере Ирака. — Они не понимают арабского менталитета, так, как понимаем его мы. Арабы могут приветствовать вторжение, чтобы избавиться от Саддама, но не желают, чтобы американцы остались там надолго».
По словам Бен-Пората, «история еврейской общины в Багдаде почти закончена. Она завершится окончательно со смертью тех 38 евреев, кто остался в Багдаде».
Представители иракской еврейской общины появляются в музее Вавилонского еврейства каждый день. Это бывший учитель, бывший банкир, бывший владелец магазинов драгоценностей в старом еврейском квартале Багдада. Пожилые мужчины и женщины смотрят на фотографии молодых студентов багдадской иешивы и традиционные свадебные платья..
Среди их рассказов — история одной семьи из Тикрита — города, где родился Саддам Хусейн. Члены семьи познакомились с матерью Саддама, еще когда она была беременна будущим диктатором. У нее уже был 16-летний сын, который в то время безнадежно болел. Брат женщины попросил своего хорошего знакомого — еврея, отвезти сестру в Багдад вместе с больным сыном. Подросток умер в Багдаде, а мать чуть было не покончила с собой. Попечитель смог спасти ее, успокоить, насколько это было возможно, и привезти в целости и невредимости к брату.
Когда Саддам родился, еврейская семья пришла в гости к его матери. Женщина сказала, что этот младенец появился только благодаря доброму другу и попечителю.
«Этот рассказ — чистая правда, однако, члены семьи не любят говорить об этом, — говорит Амациа Барам, ведущий израильский эксперт по Ираку. — Они боятся, что евреев могут обвинить в появлении Саддама на свет».
В свое время иракские евреи являлись сливками багдадского общества — процветающими землевладельцами, торговцами, писателями и учителями, адвокатами и врачами. В начале XX века, еврейский квартал Багдада насчитывал около 137 тысяч евреев, молящихся в дюжине синагог. После падения Оттоманской империи евреи начали покидать страну. На еврейские районы и школы периодически производились атаки, однако, поворотным моментом стал 1941 год, когда в результате пронацистского переворота в течение двух дней было убито 135 евреев. «Это было большим потрясением для людей, полагавших, что они находятся в безопасности в Багдаде» — вспоминает Бен-Порат. В 19 лет Бен-Порат стал участником движения Халуц, занимавшегося переправкой евреев в Палестину. « В 1945 году я пешком пробрался в Иерусалим, — сообщает Бен-Порат. — Я шел целый месяц, пробираясь, через Сирию, а затем через Ливан». К концу 1951 года лишь 9 тысяч евреев осталось в иракской столице».
Даниель Халуши, 91-летний профессор, иммигрировал в Израиль в возрасте 40 лет. «Жизнь евреев в Багдаде была очень хорошей до прихода Гитлера к власти», — вспоминает он. Однако последней каплей для Ирака, по его словам, стало создание Еврейского государства. Это подтверждает и бывший учитель Лаор. «После создания Государства Израиль всех нас уволили с работы. У нас не было выбора. Мы могли либо покинуть страну, либо остаться там, в положении рабов».
Jewish.ru
|