«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
13/104
Июль 2005
5765 Сиван

АРКАДИЙ СУХАРЕНКО: «Я - ЧЕЛОВЕК С ЖЕСТКИМИ ПРИНЦИПАМИ»

На главную страницу Распечатать

Интервью с главой еврейской общины столицы Латвии

- Как долго вы занимаете пост главы еврейской общины Риги? Существовали ли какие-либо определенные причины, по которым вы приняли этот пост?

- Главой Рижской еврейской общины меня избрали три года назад. До этого я работал в Попечительском совете рижской синагоги, в который вошли несколько уважаемых и влиятельных в Риге евреев для разрешения непростой ситуации, которая сложилась в ту пору в общине. Получалось так, что как только Попечительский совет отходил от прямого руководства делами, ситуация опять начинала накаляться. Нас в совете было шесть человек, и выбор пал на меня... Решение далось мне непросто: у меня серьезная работа, я акционер одного из крупнейших банков Латвии, «Rietumu Banka». У меня семья, трое детей, младшая дочь тогда только-только родилась. Понятно, что работа в руководстве общины требует много и времени, и сил. Поэтому я попросил какое-то время на размышление, посоветовался с родными, с партнерами по бизнесу.

Я хорошо понимал, ради чего и ради кого брал на себя эту нелегкую ношу. Одной из первых задач видел консолидацию еврейских организаций Латвии, чтобы при сохранении всего их многообразия можно было бы вырабатывать и проводить в жизнь единую линию. Около года потребовалось, чтобы подготовить объединительный съезд и создать Совет еврейских общин. Это было основой, которая позволила решать ключевые задачи, стоящие перед общиной.

Что касается моей биографии, то родился я в Беларуси в 1959 году. Вскоре семья переехала в Ригу. Там я учился, окончил школу, затем Политехнический институт. В школьные годы играл за молодежную сборную Латвии по футболу и по настольному теннису. После института работал инженером. В начале 90-х занялся бизнесом, затем принял участие в создании «Rietumu Banka». И вот уже больше 12 лет работаю в нем.

- Чем занимается глава общины? Может, это просто возможность громче «озвучить» свое имя? Расскажите о ваших планах.

- К председателю общины идут по всем вопросам - от бытовых до политических. Главное при этом, как говорят в бизнесе, сохранять фокус. Важнейшая наша задача сегодня - это образование, строительство новой еврейской школы в Риге. Дети - это будущее общины, они должны получить лучшее образование, знать языки, быть конкурентоспособными по окончании школы, успешно строить карьеру. Еврейская школа имени Дубнова находится на окраине, в старом тесном здании, но городские власти уже выделили нам участок земли в центре Риги, есть проект, создан фонд, достигнуты договоренности с крупными спонсорами. Я бы хотел создать одну из сильнейших школ в Латвии, чтобы в ней учились не только еврейские дети. Хотелось бы, чтобы там работали лучшие преподаватели - независимо от их национальности. Другой приоритет - память и история. Многое здесь удалось сделать. Открыты мемориалы в Румбуле и в Бикерниеки. Завершена работа по каталогизации всех еврейских кладбищ на территории Латвии и мест массовых расстрелов евреев летом 1941 года. Таких мест установлено около 200, на половине из них нет вообще никаких опознавательных знаков. В прошлом году установлено 5 памятных камней, в этом году планируем поставить еще 25. Есть большой проект мемориала под Лиепаей (в Шкеде). Строительство его скоро начнется. И еще одно очень важное направление: духовная и религиозная жизнь общины. Хотим капитально отремонтировать и реставрировать синагогу в Старом городе. За короткий срок только местные еврейские бизнесмены собрали для этой цели около 300 тысяч евро. Работы будут начаты в самое ближайшее время. Община заботится о своих стариках: две тысячи человек регулярно получают сегодня продовольственную и материальную помощь, медицинское обслуживание. В наших планах - открыть хороший пансионат, или, как это называют на западе, социальный дом.

Пока львиную долю бюджета составляют пожертвования частных лиц и международных еврейских организаций. Руководство общины ведет с правительством Латвии работу по реституции довоенной еврейской собственности. Уже есть результаты: удалось вернуть синагогу в Юрмале. Заканчиваются переговоры с министерством культуры о передаче общине соседнего с рижской синагогой здания, планируется разместить в нем Музей Катастрофы. Однако вопрос о реституции значительно шире: еврейским организациям принадлежала до войны большая недвижимость, доходы от эксплуатации которой могут наполнить бюджет общины и обеспечить ее финансовую независимость.

- Отличается ли ваше отношение к общине от отношения вашего предшественника? Если да, то чем именно?

- Что касается моего предшественника, Григория Крупникова, мы поддерживаем с ним хорошие отношения по многим вопросам. Да, мне удалось решить некоторые проблемы, которые остались от прошлых времен, но тут есть и субъективные, и объективные причины. В частности, могу сказать, что сегодня самосознание латвийских евреев, их опыт и возможности совсем другие, чем 3-5 лет назад. Я отношусь к людям, которые очень глубоко чувствуют свои еврейские корни, и в молодости за слово «жид» не однажды, что называется, бил по морде. Я человек с жесткими принципами, и для общины это только на пользу.

- Сколько человек насчитывает рижская еврейская община? Есть ли в ней бывшие израильтяне, вернувшиеся на свою «доисторическую» родину?

- Сегодня в Латвии проживают около 11 тысяч евреев. Абсолютное большинство из них живет в Риге и Юрмале. Кроме того, общины есть в Даугавпилсе, Лиепае, Лудзе и других малых городах. Но центр еврейской жизни в Латвии находится в Риге. Здесь и синагога, и Еврейский дом, больница, школа. Очень многие уехали в 1970-1990-е годы. Те, кто остался, сделали свой выбор и, наверное, уже никуда не уедут. Вижу важнейшую задачу руководства общины в том, чтобы создать такие условия, при которых у латвийских евреев было бы чувство уверенности, защищенности и комфорта. Чем лучше и полнее мы реализуем себя здесь, тем больше пользы будет для нас, Латвии и Израиля. Что касается «бывших израильтян», то в последнее время наблюдается некоторая тенденция к их возвращению. Рига сегодня - столица европейского государства, и для энергичных людей с хорошим образованием здесь есть перспективы.

- Расскажите о мемориале в Румбуле: кто инициировал его создание, каков вклад общины и ваш личный вклад в его открытие?

- Румбула - это рижский Бабий Яр, страшная массовая могила еврейских мучеников. Долгие годы единственным напоминанием об этом был памятный камень с надписью «Жертвам фашизма» на латышском, русском и идише. Идея построить здесь мемориал была активно поддержана правительством и общественными фондами Германии, средства предоставили также Рижская дума, Государство Израиль, общественные организации и частные лица. Мемориал построен по проекту латвийского архитектора Сергея Рыжа. План мемориала повторяет карту Рижского гетто,   а  в местах домов - камни, на камнях - имена жертв. В центре стоит Менора, которая как бы вырастает из земли, из пепла, символизируя возрождение... Когда мы открывали мемориал в 2002 году, нам были известны около 1100 имен из 26 тысяч тех, кто погиб в Румбуле. Несколько десятков имен были выбиты на камнях позднее. По мере того как мы будем узнавать новые имена, они тут же будут появляться. В этом особая символика - памятник будет жить. Община активно участвовала в создании памятника. Немало усилий было приложено для того, чтобы мемориальная надпись у входа соответствовала исторической правде: нам пришлось преодолевать известное сопротивление, и важную поддержку оказали нам в этом президент страны Вайра Вике-Фрейберга и тогдашний министр иностранных дел Сандра Калниете.

-  А  что происходит с памятником праведнику мира Жанису Лыпке в Риге, когда все-таки его откроют? Уже решено, как он будет выглядеть?

- Комитет по созданию памятника работает несколько лет. Патроном нашего комитета согласилась стать президент Вайра Вике-Фрейберга. Выбрано и место для памятника - возле руин синагоги на улице Гоголя («Гогол-Шул»). Сейчас подводятся итоги второго тура творческого конкурса. По замыслу это будет памятник не одному только Жанису Лыпке, но всем латвийским спасителям, укрывавшим евреев в годы Катастрофы,  а  таких в Латвии было несколько десятков. Кроме того, в наших планах восстановление самой Хоральной синагоги. Возможно, это будет не ее копия,  а  здание в современном стиле, включающее в себя исторические фрагменты.

- Что делает община для ветеранов Великой Отечественной войны?

- Разгром нацизма, без всякого сомнения, является, наряду с созданием Государства Израиль, важнейшим для евреев событием XX века. Кому, как не нам, знать и понимать это, ведь мы пережили самую страшную катастрофу в человеческой истории. Мы всегда будем благодарны тем, кто спас мир от коричневой чумы, будем хранить память о них. Мой дед тоже не вернулся с войны, в 1943-м он погиб на фронте. У нас в общине долгие годы существует и активно работает Общество евреев - участников войны. Их осталось уже очень немного. Самому младшему - под 80. Без преувеличения могу сказать, что община делает для ветеранов все, что может. Что касается латвийского правительства, то, уверяю вас, никто там не ставит под сомнение значение победы над нацизмом, как, впрочем, и подавляющее большинство латышей. Другой вопрос - это исторические оценки судьбы страны в XX веке.

- Ощущается ли в Латвии негативное отношение к евреям?

- Уверен, что на государственном уровне антисемитизма в Латвии нет. Руководители страны, парламента, лидеры партий приходят к нам в синагогу на праздники, участвуют в траурных церемониях в дни памяти жертв Катастрофы. К сожалению, проявления антисемитизма в обществе случаются, но они носят хулиганский или бытовой характер. Обо всех известных нам случаях мы направляем заявления в Генпрокуратуру и Полицию безопасности. Не секрет, что рост антисемитизма обозначился во всей Европе, и Латвия не является исключением. Должен сказать, что государство разделяет нашу озабоченность по этому поводу. Хотелось бы, конечно, чтобы латвийская полиция и другие спецслужбы реагировали бы в случаях проявления антисемитизма более жестко и четко.

- Существуют ли связи между евреями - выходцами из Латвии, живущими в Израиле, и еврейской общиной Риги?

- В Израиле есть общество выходцев из Латвии и Эстонии. Мы сотрудничаем с ним. Кроме того, в Риге регулярно проходят слеты евреев - выходцев из Латвии, очередной пройдет этим летом. В этих слетах участвуют и израильтяне. Не секрет, что в душе практически каждого бывшего рижанина всегда жива память о Риге, о Латвии. Отсюда тесные связи, которые с годами становятся только крепче.

- Каковы ваши любимые места в Израиле, какими вам кажутся бывшие соотечественники, живущие здесь, - довольными жизнью, живущими достойно?

- Я часто бываю в Израиле, люблю и чувствую вашу страну. Здесь у меня много друзей, в том числе очень близких.  А  Иерусалим стал один из моих самых любимых городов. Что касается бывших моих соотечественников, нынешних израильтян, то могу сказать с уверенностью: люди, которые приезжают в Израиль с любовью, всегда находят здесь свое место.

«Вести-2», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
где кнопка вход парамурс ру.