«Еврейский Обозреватель»
ДИСКУССИЯ
13/104
Июль 2005
5765 Сиван

КАК МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА РОССИЙСКИХ ЕВРЕЯХ ПРИГОВОР, ВЫНЕСЕННЫЙ МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ?

На главную страницу Распечатать

Виталий ПОРТНИКОВ, журналист

- Я бы не преувеличивал проблему приговора Ходорковскому с точки зрения распространения антисемитских настроений в России. Хотя бы потому, что для зоологического антисемита важно не то, что Ходорковский признан вором,   а  то, что любой еврей, имеющий большие деньги, вор по определению. И в этой связи Ходорковский во главе ЮКОСа раздражает его точно так же, как Ходорковский в тюрьме. Здесь опасно совсем другое. Ксенофобия процветает в неразвитых, в неуверенных в себе обществах.

То, как проходил процесс над Ходорковским, может сказаться в негативную сторону на развитии российской экономики в будущем. Именно это замедляет развитие России и может в конечном счете усилить антиеврейские настроения в стране. Как, впрочем, и неприязнь к инородцам вообще. Но в этом случае мы должны признать, что на месте Михаила Ходорковского в роли фигуранта подобного процесса мог бы оказаться бизнесмен любого происхождения.

Александр БРОД, директор Московского бюро по правам человека

- С самого момента, когда началось дело Ходорковского, радикальные национальные издания возликовали и стали требовать продолжения поиска жертв. В них тут же были помещены списки еврейских бизнесменов и банкиров, которых необходимо судить и у которых необходимо отнять собственность. В связи с этим были озвучены ксенофобские и антисемитские мифы относительно еврейского заговора. Буквально через день после вынесения приговора Ходорковскому «Комсомольская правда», имеющая тираж порядка миллиона экземпляров, опубликовала монолог экс-чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера, который сказал, что Ходорковский в контакте с Ротшильдом планировал прибрать к рукам всю мировую нефть и что существует мировой заговор еврейских олигархов. «Комсомольская правда» никоим образом не прокомментировала это высказывание.

Сам процесс против Ходорковского не имел чисто антисемитских мотивов. Я не считаю, что ЮКОС безгрешен и не допускал финансовых и налоговых нарушений. Вместе с тем я считаю, что политическая подоплека этого процесса имеет место. Приговор спровоцировал активность шовинистических изданий, которые продолжают тиражировать ксенофобские и антисемитские мифы и воспитывать ненависть к евреям-бизнесменам.

Андрей КОЛЕСНИКОВ, заместитель главного редактора газеты «Известия»

- Я думаю, что в практическом смысле никак. Поскольку то обстоятельство, что Ходорковский еврей, безусловно, не главное в этом деле и волнует только тех, кто сошел с ума на еврейском вопросе. И преследования бизнесменов, если таковые продолжатся, будут проходить не по паспорту,  а  по представлению Кремля и прокуратуры о том, кто виноват в разграблении народной собственности. Например, Роман Абрамович, не скрою, тоже еврей, но никто не собирается его преследовать, потому что у него отстроенные прекрасные отношения с властью. Так что есть евреи и евреи...

Аркадий ДУБНОВ, политический обозреватель газеты «Время новостей»

- Мне представляется, что вообще дело Ходорковского не имеет прямого отношения к еврейскому вопросу в России. И поэтому говорить о том, что приговор может как-то кардинальным образом изменить самоощущение российских евреев, не совсем корректно. Хотя бы потому, что арест и преследование Ходорковского вряд ли стали бы возможны, если бы Кремль ( а , несомненно, что это решение принималось именно там) исходил из того, что Ходорковский в первую очередь еврей,  а  не крупнейший российский олигарх. Ведь даже при том уровне политической рефлексии, которая существует сегодня у высшей российской власти, она не могла бы себе позволить раскручивать самый крупный за новейшую историю страны еврейский процесс. Поэтому, повторяю, я считаю, что Ходорковский в России предстает в общественном сознании в первую очередь как человек, который пострадал за то, что имеет свои, отличные от Кремля представления о будущем России и о ее месте в мире.

Исходя из этого, значение процесса Ходорковского для российских евреев не столь значительно, как это может представляться. В конце концов, для тех евреев, которые до сих пор сомневались, что Россия - это их родная страна, решение покинуть ее должно было созреть уже раньше, и то, что случилось с Ходорковским, может только утвердить их в этом решении. Для большей части остальных, к которым, к примеру, отношусь и я, этот процесс свидетельствует о том, что власть в России по-прежнему существует по своим внутренним законам и, как говорили классики, «бесконечно она далека от народа». Мы сами по себе,  а  те, кто нами управляют, - сами по себе. И российские евреи здесь ничем не отличаются от русских и других народов, населяющих Россию.

Валерий КАДЖАЯ, журналист

- Приговор Ходорковскому никак не отразится на положении евреев в России. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Приговор Ходорковскому является отражением той политики свертывания демократизма в России, которая касается и развития гражданского общества в целом. В этом процессе, я думаю, русские пострадали гораздо больше, нежели евреи. Евреев в России осталось раз-два и обчелся, и в целом они устроены неплохо.  А  вот для основной массы россиян, в первую очередь русских, будь то предприниматели, будь то крестьяне, будь то мучительно пытающийся «выйти в люди» средний класс и так далее, приговор Ходорковскому - это прежде всего приговор тем демократическим завоеваниям, которые уже имело российское общество и которые, как мы все надеялись, получило бы дальнейшее развитие.

Повторяю, это не приговор еврею. Кстати, я не понимаю, почему Ходорковского считают евреем. Он в такой же степени еврей, как и русский: отец у него еврей,  а  мать у него русская. Вырос он в русской среде, насколько я знаю, на иврите он не говорит, он по духу и по воспитанию русский человек, и только те, кому выгодно разыгрывать антисемитскую карту, пытаются выдать его за еврея.  А  вот ряд чистокровных евреев-бизнесменов, таких, как, скажем, Абрамович, никто не привлекает к уголовной ответственности, хотя их коммерческая деятельность, вполне возможно, подпадает под те статьи, которые инкриминируются как преступление Ходорковскому. Таким образом, я вновь хочу подчеркнуть, что приговор Ходорковскому - это прежде всего приговор русскому народу: его попыткам «выйти в люди», то есть стать демократическим, цивилизованным народом.

Михаил ЧЕРНОВ, аналитик «Росбизнесконсалтинг»

- Я думаю, что сам по себе арест Ходорковского на российских евреях никак не отразится. На российских евреях могут отразиться другие вещи. На судьбу российской еврейской общины может очень сильно повлиять то, какую позицию займут ее лидеры в условиях надвигающейся социально-политической нестабильности.

Какие есть варианты? Понятно, что дела в отношении тех или иных крупных предпринимателей-евреев в России продолжатся. Если еврейская община свяжет свое будущее с теми или иными представителями капитала, то это может кончиться очень плачевно. Если же община будет исходить не из интересов конкретных людей,  а  из интересов будущего развития и процветания российского еврейства, то в этом случае не стоит связывать себя с будущим любых действующих политических фигур,  а  только позиционировать себя по отношению к российскому государству и к интересам российского еврейства в государстве Израиль.

Роман СПЕКТОР, вице-президент Ваада России

- Я думаю, что в вопросе, который вы ставите, есть несколько измерений и однозначно на него ответить невозможно. Прежде всего, непонятно, кого вы имеете в виду под словом «евреи». Если таких, как Ходорковский, Березовский (политзаключенный и политэмигрант соответственно), которые для достижения своих целей избрали путь ассимиляции, интеграции и максимальной дистанции от евреев как таковых, то, несомненно, для таких, как они, Ходорковский - фигура символическая. Она тождественна тому, что можно назвать постсоветской или российской мечтой, когда еврейский мальчик, может быть, полуеврейский мальчик - кто знает? - делает блестящую карьеру в полной уверенности, что он в своей среде (стране, бизнесе).

Несомненно, то, что произошло с этой фигурой, пострадавшей от своего «наивного» представления о том, что ты знаешь, где живешь, с кем имеешь дело, - большой урок для тех, кто шел по пути интеграции, по пути поиска деловых направлений своей деятельности, забыв, кто они и откуда: дескать, не думай, что ты знаешь, где, с кем и среди кого живешь. Не думай, что тебе ведомы пути - здесь надо действовать по писаным или неписаным правилам, которые исходят не из твоего наивного представления о свободе и о правилах игры,  а  из того, как эти правила полагаются и меняются настоящими хозяевами Кремля.

Какая-то часть этих людей, скорее всего самая меньшая, решит, что это, наверное, классно - быть политзаключенным, пострадав за правое дело,  а  большая часть предпочтет, видимо, политэмиграцию, если не для себя лично, то для своих капиталов, идей, и будет стремиться к тому, чтобы получше выучить язык, на котором можно разговаривать с сегодняшними хозяевами жизни. Все хотят повысить свою неуязвимость, безопасность свою и своих близких. Это естественно. Но все они заблуждаются, ибо правила будут меняться, договориться невозможно, опыт слишком рисковый. Для этой части евреев, как бы маленьких ходорковских, это, несомненно, урок,  а  для большей части евреев, которые знают, кто они и откуда, это значения не имеет.

Ходорковский - человек не из еврейской «тусовки», он не один из них, и его жертвенность, столь преумноженная теми, кто себя и страну сверяют с Ходорковским, не будет разделена теми евреями, которые знают, кто они, что они, куда они. Судьба и арест Ходорковского - событие не из еврейских хроник, но, несомненно, его судьба отразится на жизни всех, включая и евреев. Судьба Ходорковского - это судьба страны... Страны со столь же непрозрачным будущим, сколь и непредсказуемым прошлым.

Борух ГОРИН, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России

- Вне зависимости от того, что хотелось бы нам, и вне зависимости от того, что хотелось бы Кремлю, дело Ходорковского, конечно, обострило антисемитизм в России. Причин этому много, и из них не последняя, на мой взгляд, безответственная позиция акционеров ЮКОСа с израильскими паспортами. Они сделали все, чтобы в глазах общественности, в первую очередь мировой, дело Ходорковского воспринималось как новое дело Бейлиса. Рикошетом и в России самыми разными слоями общества этот процесс стал рассматриваться как «дело против еврея Ходорковского». От того и произошел всплеск антисемитизма в определенных кругах, и без того юдофобских, и пробуждение латентного антисемитизма в широких массах - «евреи Россию обворовали». Поэтому это уже не прогноз,  а  данность - де-факто дело Ходорковского ударило по евреям России. И сейчас и от еврейских организаций, и от властных структур России, и от демократической общественности зависит то, как с этой малоприятной реальностью бороться, в том числе и с «кулаками». Я думаю, что мы находимся на пороге активной фазы борьбы с антисемитизмом. Если мы этого не понимаем, то мы можем оказаться в состоянии жертв необъявленной агрессивной войны.

«Еврейский интернет-клуб»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org