«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
13/104
Июль 2005
5765 Сиван

ТАЙНЫ ЕВРЕЙСКОГО ЛОРДА

  А .ПАВЛОВ

На главную страницу Распечатать

Проходит время, и тайное становится явным.  А  явное становится известно широкому кругу читателей - спасибо журналистам и, в частности, Дову Гиль-Хару, опубликовавшему в газете «Едиот ахронот» статью об английском лорде Викторе Мишконе - человеке, который, как это только сейчас выяснилось, два десятилетия назад организовал первые тайные встречи Шимона Переса с иорданским королем Хусейном.

Лорд Мишкон - адвокат, владелец одной из лондонских юридических фирм. По политическим убеждениям - лейборист. Лорд Мишкон - человек в Англии известный, он был личным адвокатом принцессы Дианы. Виктор Мишкон родился в Англии, но отец его иммигрировал из России. О своих еврейских корнях лорд, кстати, никогда не забывает - у него свой дом в Герцлии,  а  отпуск его дети проводят только в Израиле.

С королем Хусейном лорд подружился благодаря своей дочери, учившейся в одной из престижных английских школ. Там же училась Базма - младшая сестра Хусейна. Девочки подружились и дружат до сих пор. Брат Базмы и отец Джейн познакомились после того, как Иордания проиграла Шестидневную войну. Познакомились - и тоже подружились. Дружил лорд и с израильскими лейбористами - одним из его друзей был Шимон Перес.

В начале 80-х лорду пришла в голову мысль свести вместе своих старых друзей. Может быть, они найдут общий язык?

- Я спросил Шимона, - рассказывает лорд Мишкон, - он подумал и согласился. Я спросил Хусейна, и он согласился тоже, попросив, чтобы встреча осталась в тайне.

Но организовать такую встречу на свой страх и риск лорд не решился и обратился за разрешением к Маргарет Тэтчер,  а  она, в свою очередь, обратилась к руководителям спецслужб с вопросом, смогут ли они обеспечить секретность и безопасность. И только получив положительный ответ, дала согласие.

Встречу организовали в поместье лорда Мишкона в Гэмпшире. Слуг из соображений безопасности удалили из дома, и лорд сам прислуживал гостям.

- Между ними сразу возникла симпатия, - вспоминает лорд. - Было видно, что за столом сидят не враги,  а  друзья.

На протяжении нескольких лет лорд Мишкон был посредником на тайных встречах Переса и Хусейна. Встречи проходили в одном из лондонских домов Мишкона или в каком-нибудь из его поместий.  А  затем лорд стал сам ездить в Израиль и Иорданию и лично передавать послания от Переса королю и обратно.

- Меня привозили к мосту Алленби, - продолжает лорд свои воспоминания. - У меня с собой были папки с документами, я пешком переходил на иорданскую сторону, и там меня ждали люди Хусейна.

Целью этих челночных поездок было составление чернового варианта мирного договора между Израилем и Иорданией. Проблем было очень много - чего стоила одна лишь проблема полномочий короля на Храмовой горе, - и дело практически не двигалось с места до 1987 года.

В апреле король Хусейн и Перес, который был тогда министром иностранных дел в правительстве Ицхака Шамира, встретились в Лондоне дома у лорда Мишкона. С Пересом приехали Йоси Бейлин и Эфраим Ха-Леви,  а  с королем - премьер-министр Иордании. Именно на этой встрече Пересу и Хусейну удалось договориться по многим пунктам будущего соглашения. Был подготовлен черновой текст договора в двух экземплярах, но чтобы подписать его, предстояло, естественно, заручиться одобреним Ицхака Шамира.

Вернувшись в Израиль и оставшись после заседания кабинета министров наедине с Шамиром, Перес зачитал премьер-министру документ.

- Шамир слушал внимательно и молча, - вспоминал Перес много лет спустя. - Он так ничего и не сказал, но на следующий день начал чинить препятствия. Между тем это был лучший договор, какой только можно было заключить, даже в Ликуде это понимали.

Договор был премьер-министром отвергнут, и лорд Мишкон до сих пор сердит на Шамира.

- Тысячи людей остались бы в живых, - утверждает лорд, - если бы Шамир позаботился о подписании договора. По-моему, единственной причиной того, что договор был отвергнут, явилось то обстоятельство, что в подготовке Шамир не принимал никакого участия.

Король Хусейн был возмущен,  а  мирный договор был подписан лишь семь лет спустя. Лорда Мишкона король наградил Звездой королевства - высшей наградой страны.

Сейчас лорду Мишкону 89 лет, и на его глаза наворачиваются слезы, когда он думает о мире на Ближнем Востоке. О мире, так и не наступившем.

«Алеф», Россия
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org