«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
14/105
Июль 2005
5765 Тамуз

ПРАЗДНИК, КОТОРОГО ЖДАЛИ

ЕЛЕНА ЛИТВАК

На главную страницу Распечатать

О многих событиях или явлениях, составляющих яркое разнообразие еврейской жизни в Одессе, часто говорилось, что они имели место «впервые».

Была первая молитва в возвращенной общине Главной синагоге на улице Еврейской и первые ученики в первой еврейской школе «Тиква»-«Ор Самеах», была первая сукка (шалаш, сооруженный к празднику Суккот) и первая еврейская свадьба, совершенная по древней традиции, была первая мезуза и первые воспитанники первого, с любовью и заботой созданного, теплого дома-интерната «Тиква»-«Ор Самеах», были первый обряд брит-мила, первая шхита и открытие первого кошерного магазина... Да много еще чего было! А потом, как-то очень быстро, само собой, определение «впервые» ушло, исчезло — за ненадобностью. А ведь все эти события и явления, все то, что составляет яркое разнообразие еврейской жизни, сегодня от жизни этой просто неотделимы, они ее часть — естественная и привычная. И, все же, навсегда проститься со словом «впервые» не получается. Разве можно без него обойтись, когда впервые одесские евреи встречают праздник, который воспринимается как огромное событие в еврейском мире. Впервые одесские евреи с музыкой, песнями и танцами идут по Ришельевской — к своей синагоге, куда именно так — впервые (кто знает, за сколько лет?) торжественно и радостно вносится свиток Торы — новый, созданный специально для одесской общины, переданный ей как пожертвование семьи Наума Симховича...

— Быть сойфером, писать свиток Торы — это огромная ответственность, — подчеркивает раввин Шломо Бакшт, главный раввин Одессы и области. — Человек должен быть очень внимательный, должен иметь большой страх перед   Б-гом . Поэтому, выбирая мастера, который будет заниматься написанием Торы, мы оцениваем не только его профессиональный уровень, умение писать хорошо и красиво (хотя это, конечно, тоже очень важно!). Главное — человек этот должен соблюдать, как положено, заповеди, жить в соответствии с Торой, вся его жизнь должна посвящаться тому, чтобы быть достойным такой работы...

Огромной честью для одесской общины ее руководитель называет то, что к рождению нового свитка, предназначенного для Главной синагоги Одессы, причастны люди, которые в сегодняшнем еврейском мире не просто известны как выдающиеся авторитеты еврейской традиции. Говоря словами рав Бакшта, «весь еврейский мир смотрит на этих людей каждый день». Это — глава поколения маран рав Йосеф Шалом Эльяшив, 94-летний мудрец, к которому ежедневно приходят по несколько десятков человек за советом по самым разным вопросам еврейской жизни, за решением в разнообразнейших сложных ситуациях, и ни один не уходит без ответа, а также рав Хаим Каневский и рав Аарон Лейб Штейман...

Их благословения, их добрые слова прозвучали в Израиле. И вот — Одесса. Последние приготовления перед праздничным выходом. На свиток надевают специальный чехол, специально изготовленные украшения, его «коронуют» (на короне, к слову, — маленькие колокольчики; в этом — свой смысл: люди должны не только видеть, но и слышать Тору). А затем свиток под хупой (она такая же, как на еврейских свадьбах) несут в синагогу. Процессия эта сопровождается музыкой, танцами, песнями и весельем. Настроение, ощущение, атмосфера настоящего праздника — общего для всех.

Сколько лет, а точнее десятилетий пришлось ждать такого праздника Главной синагоге Одессы? Трудно достаточно точно ответить на этот вопрос... Известно, чем были наполнены эти десятилетия для евреев, еврейства вообще. Об этом помнят старики, об этом говорит мемориальная доска на стене синагоги — с именами раввинов, уничтоженных в годы репрессий, с именами мучеников веры, погибших за нее... Войны, революции, разрушения, катастрофы... Они перепахивали судьбы стран, народов, просто человека — с уникальной неповторимостью каждой жизни. Сколько в эти десятилетия было сломано судеб, сколько уничтожено прекрасных памятников человеческого духа, сколько предано огню людей и древних свитков — не подсчитать. Но такова уж природа настоящего человека — вновь и вновь подниматься на ноги, строить жизнь, восстанавливать разрушенное, собирать уцелевшее... Синагогу, место для которой здесь, на улице Еврейской, было определено еще 210 лет тому назад, закрыли в 1932-м. Возрождение не только обветшавшего, искалеченного здания, возрождение самого статуса дома молитвы, дома собраний, центра общинной жизни началось в середине 90-х. И тогда, совсем вроде бы недавно, само начало этого возрождения казалось чудом.

...Когда праздничная процессия подходит к синагоге, навстречу новому свитку Торы выносят все свитки, которые хранятся в арон а-кодеш. Песни, танцы с новым свитком продолжаются и здесь, в празднично украшенном, уставленном букетами цветов синагогальном зале, при этом свиток передают из рук в руки. Вновь звучат благословения и молитвы... И вот новый свиток Торы, которому отданы все надлежащие почести, занимает положенное ему место. А праздник не заканчивается — праздник для всей общины и совершенно особый день для одессита Наума Симховича.

— Это мой личный праздник, — говорит Наум Харитонович. — У каждого еврея есть заповедь — написать Тору. И вот я эту заповедь смог выполнить — при помощи раввина Шломо Бакшта, его верного помощника Рафаэля Крускаля. Всевышний дал мне возможность сделать это — материальную возможность, силы, я за это Ему благодарен. Но больше всего я благодарен за то, что Он дал мне понимание, что это заповедь очень, очень большая и что евреи без Торы — это не евреи.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org