Я вам не скажу за всю Одессу, но многие одесситы испытывают особый пиетет к портовым городам в других частях света. Относится это и к расположенному в ЮАР, основанному еще в XVII веке, Кейптауну. Мы узнали о нем в 1967-м благодаря хирургу Кристиану Бернарду, осуществившему первую в мире пересадку сердца.
Сегодня известны по меньшей мере три vip-персоны иудейского происхождения, чья жизнь и деятельность связана с городом на побережье Атлантического океана.
В 1904 году в Кейптауне родился видный биолог Салли Цукерман — автор книг «Новая система анатомии», «Ученый и война», «Социальная жизнь обезьян» и др. В свое время Цукерман занимал пост главного научного советника Министерства обороны Великобритании, ему был пожалован титул лорда.
Известный физик и биолог Аарон Клуг появился на свет в Желвасе (Литва) в 1926 году, а три года спустя его семья переехала в Южную Африку. Аарон окончил университеты в Йоханнесбурге и Кейптауне и, получив степень магистра, отправился в Великобританию.
В 1982 году выдающийся ученый был удостоен Нобелевской премии по химии за исследования, связанные с изучением белков.
И, наконец, главный герой нашего материала — Эйб Имерман. Он был слеп. Но репетитор, обучавший незрячего мальчика, обратил внимание на его необычную память. Способного ребенка отправили на учебу в Вормстерскую школу для слепых, учителя которой определили Эйбу будущее пианиста. Но у мальчика были другие планы: его привлекало канторское искусство. Начинал он с выступлений в молитвенных домах южноафриканских поселков, где, как ни странно, жили евреи. Имерман организовывал богослужения, помогал членам общин. Следующим этапом была работа в маленькой синагоге «Паневежис» в Кейптауне. Потом было преподавание в еврейской школе «Герцлия», где он подготовил к бар-мицве несколько десятков мальчиков.
Главным событием в жизни «незрячего кантора ЮАР» стало посещение Израиля, где его буквально носили на руках. В одну из суббот Имерман стал гостем главного раввина Израиля, который оказал ему честь, пригласив прочитать мафтир.
Говорят, Эйбу Имерману принадлежат слова о том, что не годится умирать человеку в день своего рождения. Лучше подождать денек-другой. Слепой кантор умер в Кейптауне спустя три дня после своего 96-летия.
Наверное, символично, что Эйб не последовал совету педагогов, прочивших ему карьеру пианиста. Ведь ничего не изменилось бы, появись на музыкальном небосклоне одним еврейским виртуозом больше. А от появления великого кантора и учителя еврейский мир меняется коренным образом.
|