«Еврейский Обозреватель»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
16/107
Август 2005
5765 Ав

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ДРЕЙФУС

АРИК БАХАР

На главную страницу Распечатать

Даже в Израиле, где в рамках обязательной программы школьного курса истории изучается процесс Дрейфуса, никто не помнит имя капитана Артуро Карлоса Барроса де Басто. Между тем в Интернете есть сайты на испанском и португальском языках, принадлежащие представителям еврейской общины Португалии, и на этих сайтах можно найти упоминания об удивительном человеке, о котором русскоязычный читатель не имеет никакого представления.

Журналист Арик Бахар специально прилетел в Португалию, чтобы посетить еврейскую общину, воздать Артуро де Басто запоздалую дань исторической справедливости за вклад в возрождение еврейской общины Португалии. Это рассказ о судьбе де Басто...

... «Вернувшимся к ответу» (то есть к вере отцов и дедов) Артуро де Басто стал в то время, когда в его стране даже приближаться к еврею было небезопасно - незадолго до того, как нацисты пустили в ход в Восточной Европе газовые камеры и крематории в лагерях уничтожения в рамках «окончательного решения «еврейского вопроса»...

Кто же он, капитан Артуро Карлос, сфотографированный в парадном мундире офицера португальской армии? Герой Первой мировой войны и антимонархистской революции, знавший о насильственном крещении своих далеких предков, он решил, что никто, нигде и никогда не станет более указывать ему, какому   Б-гу  поклоняться и как проводить утреннюю молитву. Он был готов заплатить за это право большую цену. И цена оказалась непомерной...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

... В 1886 году в маленьком городке Арманта севернее Порту в католической семье родился Артуро Карлос Баррос де Басто. Елка в Рождество, еженедельная воскресная католическая месса - обыкновенное детство. Артуро было девять лет, когда дед открыл внуку великую тайну: «Мы - евреи». Чтобы маленький Артуро понял, кто такие евреи (их в Португалии можно было по пальцам перечесть, словно белых ворон), дед показал ему ТАНАХ и на португальском стал объяснять, что это за народ, откуда перед он берет начало и почему его сегодня не видно на городских улицах.

И Артуро стал еще одной «белой вороной»! Он начал учить иврит, будучи в военном интернате и готовясь стать офицером португальской армии. Два параллельных маршрута стали главными в его жизни - армия и иудаизм, но, в конце концов, они, как параллельные неэвклидовой геометрии, пересеклись, и последствия были ужасны...

В 1904 году 18-летний Артуро прочитал в газете объявление: в Лиссабоне открывается синагога «Шаарей Тиква», и впервые со времен восшествия на португальский престол католички-фанатички Изабеллы и со времени изгнания евреев из Португалии здесь начинаются занятия по иудаизму. (Кстати, 7 сентября 2004 года в честь 100-летия открытия синагоги в Лиссабоне состоялась церемония, на которой присутствовали президент страны Жорже Сампайо и главный сефардский раввин Израиля Шломо-Моше Амар).

АРТУРО БАРРОС (БАРУХ) ДЕ БАСТО

Артуро сразу же отправился в Лиссабон и обратился к раввину с просьбой разрешить ему изучать иудаизм. В то время костяк общины составляли ашкенази из стран Восточной Европы, рассказывает португало-израильский журналист Инасио Штейнхарт, и они довольно неоднозначно и настороженно относились к евреям-выкрестам (то есть к марранам), у которых страх перед церковью в течение столетий был велик. «Сегодня они говорят, что они евреи, а завтра скажут, что христиане». Сам Штейнхарт родился в 1933 году в Лиссабоне, он сын иммигрантов из Восточной Европы. Учился в португальской столице, затем на курсах специализации в Тель-Авивском университете. Более 20 лет был активистом еврейской общины Лиссабона. В 1976 году он репатриировался, сегодняшняя его должность - тель-авивский корреспондент Агентства печати Португалии и государственной радиостанции RDP-RADIODIFUSA0 PORTUGUESA (Antena Um). Инасио опубликовал немало статей по истории, главным образом по крипто-еврейским проблемам в португальских СМИ и в Интернете. Он же считается в Португалии (судя по ссылкам на португальские Интернет-ресурсы) основным биографом Артуро Барроса де Басто.

Так вот, вернемся к Артуро. Он погрузился с головой не только в иудаизм, но и в политику. Молодой офицер принял активное участие в революции, полностью поддержал в Порто свержение ненавистной многовековой монархии и установление республики. В 1914 году его как командира пехотного подразделения, направили сражаться на стороне Антанты во Фландрию, откуда он вернулся героем с боевыми наградами. В перерывах между сражениями он еще и умудрялся писать статьи об иудаизме и отправлял их в популярные португальские издания, а когда вернулся на родину, его имя там знали многие. Молодой офицер успел показать себя героем на поле брани и ярым антимонархистом.

Пришло время вернуться в свой настоящий дом. Артуро помнил, что когда-то он изучал иврит и основы иудаизма по картинкам в ТАНАХе. Потом переводил трактаты с иврита на португальский, изучал Книгу Бытия, публиковал статьи о ее толковании. Решение пришло: он обратился к одному раввину с просьбой, чтобы тот помог ему совершить обряд перехода в иудаизм. И тут Артуро получил один из важных уроков иудаизма: не столь важно, сколько в этом мире антисемитов, но иногда тот, кто наносит тебе самый тяжелый удар, является... евреем!

В ответ на свою просьбу Артуро услышал: марраны, то есть насильственно обращенные в христианство, не считаются евреями. Но разве какой-то провинциальный раввин может остановить человека, низвергавшего самого короля?! И Артуро направился в Марокко, в Танжер, и там сдал экзамены по иудаизму, ивриту и Каббале. Он пошел к моэлю и вышел от него без крайней плоти, но с удостоверением, что христианин Артуро де Басто возвратился к вере отцов, предки которых которые были насильственно крещены много веков назад на городских площадях. Он женился на чистокровной еврейке из Лиссабона, вернулся в Порто и обнаружил там всего 17 ашкеназских евреев. Артуро убедил их открыть синагогу в частной квартире. Сюда потянулись люди с именами наподобие «перейра-оливейра». День за днем, месяц за месяцем, и они заговорили о том, что хотят вернуться в лоно веры отцов, выйти из-под власти католических догматов церкви.

Де Басто понял, что в возвращении марранов к своим корням заключен огромный потенциал еврейской общины Португалии. Если архитекторы «окончательного решения еврейского вопроса» в XX веке желали уничтожить саму еврейскую кровь, чтобы она, упаси Боже, не смешивалась с арийской, то королева Изабелла с присущей ей глупостью подошла к решению того же вопроса с точностью до наоборот. Поэтому сегодня и говорят, что в жилах более чем 70 процентов (из 10,5 миллиона населения) современных португальцев течет еврейская кровь.

Артуро развил бурную деятельность. Доктор, ставший моэлем, первым «клиентом» которого был сам Артуро Баррос де Басто, прославленный герой Португалии, стал ездить вместе с ним по всей стране в надежде услышать от каждого пришедшего к нему: «Желаю вернуться к еврейству...». Доктор-моэль ждал этих слов с уже готовым для обряда обрезания инструментом...

Артуро Баррос де Басто понимал, что, прибывая в тот или иной муниципалитет и спрашивая, есть ли в этом городе евреи, он далеко не уедет, писал Штейнхарт. После многовековой инквизиции люди старались особенно не распространяться о своей принадлежности к еврейству. И Артуро нашел другое решение. Он прибывал на военные базы и просил командиров вместе с ним отметить дома марранов, чтобы к ним можно было направить моэля. Он привез из Лондона старого богатого лорда Кадури, чтобы тот мог принять участие в закладке первого камня синагоги «Макор Хаим» («Источник жизни») в центре Порто, а позже возглавил эту синагогу.

Если вам придется побывать в Порто и постоять в центре города напротив величественного здания синагоги, вы поймете, что капитан де Басто действовал по-крупному, с его стороны это был довольно дерзкий вызов: воздвигнуть монументальную синагогу в центре католического города. В те годы здесь прошли процедуру гиюра не менее девяти тысяч марранов. Многие из них учились в иешиве при этой же синагоге (на втором этаже), в городе стала выходить газета «ха-Лапид» («Факел»), рассказывавшая новообращенным евреям о том, что происходит в еврейской диаспоре стран мира.

В годы Второй мировой войны Артуро де Басто, несмотря на трудности, как свидетельствуют материалы португальских Интернет-сайтов, активно помогал беженцам из оккупированной нацистами Европы, давал отпор антисемитам на различных уровнях. Шла успешная работа по ликвидации тяжкого «наследства» королевы Изабеллы.

Одно «но» - в 200 метрах от синагоги находилась католическая церковь «Святое сердце», и местного служителя  Б-га  весьма беспокоило резко возросшее число евреев, их влияние и жутко раздражал радостный шум вернувшихся к вере отцов во время еврейских праздников...

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА

Большая ошибка Артуро, считает Штейнхарт, приведшая к трагедии всей его жизни, заключалась в том, что он применял в своей работе практику миссионерства. По чьей-то подсказке была состряпана анонимка и послана военному командованию в Порто. В ней капитана обвиняли в сексуальных домогательствах по отношению к юным иешиботникам, где он преподавал.

К следователям привели детей, которые рассказали, что он якобы прикасался к их половым органам. Объяснения капитана, что в течение трех тысячелетий евреи делали обрезание, и еще не найден иной способ, чтобы сделать брит-милу и не прикоснуться к причинному месту, не помогли. Артуро трижды представал перед судом по обвинению в гомосексуализме: дважды - перед военным и один раз - перед гражданским, и во всех трех случаях был признан невиновным. Но церковь продолжала оказывать давление (ее влияние усилилось в стране после совершившегося в 1926 году переворота диктатора Салазара). В армии поняли, что дело капитана не попадает под действие армейских уставов, и за работу взялась высшая судебная инстанция, принявшая дьявольское «соломоново решение»: проведение брит-милы несовместимо со званием офицера португальской армии. Все это было бы смешно, когда бы ни было... Артуро Барроса де Басто с позором изгнали из армии, лишили наград и пенсии, и в 1961 году он скончался.

Исабель, внучка Артуро, которой было всего шесть лет, когда ушел из жизни дед, показала Арику Бахару все документы, рукописи и письма, написанные дедом на имя президента страны, главнокомандующего армии и в другие инстанции - всем, от кого зависело вернуть честь и уважение португальскому Дрейфусу. Артуро вышел из поединка с португальским «правосудием» сломленным, в глубочайшей депрессии, сказала Исабель, подчеркнув, что сильный человек, с честью и отвагой прошедший сражения Первой мировой войны, не смог противостоять обыкновенной мелкой клевете. Недавно скончалась ее мать, Мирьям, дочь Артуро, успев перед смертью произнести «Шма, Исраэль» в присутствии раввина общины. В последние минуты, когда голос ей уже изменял, она сказала Исабель, что теперь она в ответе за поруганную честь деда.

И Исабель ждет. Различные международные еврейские организации уже направили министру обороны Португалии просьбы о восстановлении доброго имени капитана португальской армии; Дан Тихон в бытность его председателем Кнессета посетил Лиссабон и имел разговор на высшем уровне о судьбе капитана де Басто. Все обещали все рассмотреть и проверить. А пока под могильной плитой в окрестностях Порто лежит герой-капитан, оклеветанный 44 года назад. Ждет справедливости его внучка Исабель. Ждет справедливости еврейская община страны. Ждет справедливости Израиль, о котором мечтал дерзкий капитан де Басто.

Может быть, все-таки, с  Б-жьей  помощью, она восторжествует?

Перевел и подготовил к печати
Григорий Рейхман, «Мы здесь», США
«Маарив»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org