В этой статье речь пойдет о малоизвестных фактах из истории евреев на американском континенте. Сефарды, потомки изгнанников из Испании и Португалии, сыграли немалую роль в колонизации Америки. Уже в XVI веке среди прибывших на американский континент из Испании первых поселенцев было немало евреев. Однако открыто исповедовать иудаизм евреи Испании и Португалии не могли.
Первые организованные еврейские общины в Новом Свете появились в начале XVII века в голландских колониях, таких как Суринам (ныне государство в Южной Америке), Кюрасао (остров в Карибском море), Ресифи (ныне в Бразилии). Эти общины были созданы потомками испанских и португальских изгнанников, которые в поисках религиозной свободы устремились в Новый Свет. Но и здесь не всегда можно было найти религиозную терпимость. В 1654 г. Ресифи перешла под власть Португалии, там начала свирепствовать инквизиция, и евреи были вынуждены искать убежища в других местах.
Часть из них отправилась в Северную Америку, восточное побережье которой было ареной борьбы французских, английских, голландских, испанских и даже шведских колонизаторов. Первая еврейская община на территории современных США возникла в сентябре 1654 г., когда группа из 23 беженцев из Ресифи прибыла на фрегате «Saint Catherine» в Новый Амстердам (Нью-Йорк), находившийся тогда под властью Голландии. Губернатор Новой Голландии Петер Стивесент был враждебно настроен к евреям и добивался от голландской Вест-индской компании, которой принадлежали колонии, их изгнания. Он обращался в совет директоров Компании в сентябре 1654 г., указывая, в частности, что евреи, потерявшие имущество в результате ограбления пиратами, могут оказаться обузой для церковных приходов, вынужденных заботиться о бедняках.
В январе 1655 г. представители амстердамской португальско-еврейской общины обратились в совет директоров Вест-индской компании с ходатайством в пользу манхэттенских иммигрантов. В петиции указывалось на трудности и потери, с которыми была связана для португальских евреев утрата Голландией колоний в Бразилии. Также говорилось, что жительство и торговлю евреев в колониях позволяют Англия ( в Барбадосе) и Франция (на островах Мартиника, Св. Христофора и других). Что, согласно Мюнстерскому мирному договору 1648 г. с Испанией, голландские евреи должны иметь равные права с остальными. И, наконец, что португальские евреи вложили немалый капитал в Вест-индскую компанию. Последний довод, очевидно, был решающим. 15 февраля 1655 года совет директоров вынес резолюцию: «Удовлетворить. Они могут жить и пребывать там, при условии, что не станут обузой епархии и компании».
В 1664 г. Новый Амстердам перешел к Британии и стал называться Нью-Йорком. Численность евреев там оставалась небольшой, они были ограничены во многих правах, таких как возможность заниматься определенными ремеслами, розничной торговлей или построить синагогу. Лишь в 1706 г. в Нью-Йорке была официально создана первая еврейская община «Шеарит Исраэль», а в 1730 г. построена первая синагога.
Почти одновременно с этим, в 1658 году, пятнадцать еврейских семей, как полагают из Кюрасао, прибыли в Ньюпорт - колонию Род-Айленд. В 1763 году ньюпортские евреи построили синагогу, которая является старейшей, сохранившейся на территории США. В колониальный период возникли еврейские общины в Чарльстоне (Южная Каролина), Филадельфии, Саванне (Джорджия), Монреале (Канада), Ричмонде (Вирджиния). Ко времени американской революции на территории штатов жило две с половиной тысячи евреев, в основном выходцы из Германии и, в меньшем количестве, сефарды.
Еврейская община, возникшая в Ньюпорте в 1658 г., первые десятилетия была крайне малочисленной и не имела синагоги. Она была построена только в 1763 году по проекту архитектора Питера Харисона. По конструкции синагога напоминала сефардскую синагогу в Амстердаме. Как и в большинстве сефардских синагог, бима вынесена в середину зала, а сидения расположены с трех сторон вокруг. Синагога получила название Туро по имени первого раввина Исаака Туро.
Имея один из самых больших залов в Ньюпорте, синагога служила во время Войны за независимость и в конце XVIII века местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда. В 1781 г. Джордж Вашингтон присутствовал здесь на заседании Генеральной Ассамблеи штата. В 1790 г. Дж.Вашингтон получил приветственный адрес от старосты синагоги и главы местной масонской ложи Мозеса Зайксаса. Ответом было знаменитое письмо Вашингтона «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США.
«Джентльмены! Получив с большим удовлетворением ваше письмо, преисполненное выражениями преданности и уважения, я счастлив возможностью ответить, что всегда храню благодарную память о сердечном приеме, который я испытал во время моего визита в Ньюпорт от всех классов граждан.
Воспоминания о трудных и опасных днях прошлого скрашиваются сознанием того, что они сменились днями необычной безопасности и процветания. Если мы обладаем мудростью, чтобы найти наилучшее применение полученным нами теперь преимуществам, то мы не можем избежать под управлением справедливого и добропорядочного правительства того, чтобы стать великим и счастливым народом.
Граждане Соединенных Штатов Америки имеют полное право гордиться собой за те примеры великодушной и либеральной политики, которые они продемонстрировали человечеству, примеры, достойные подражания. Все обладают в равной мере свободой совести и правами граждан. Ныне это более не простое выражение терпимости, при котором один класс людей предоставлял другому возможность воспользоваться их неотъемлемыми правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое противостоит предрассудкам и различным притеснениям, требует от тех, кто живет под его защитой, только чтобы они были добропорядочными гражданами и предоставляли ему в случае необходимости свою действенную помощь.
Не соответствовало бы прямоте моего характера, если бы я не отметил, что польщен вашей благосклонной оценкой моей администрации и искренними пожеланиями моего процветания. Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие в этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет в безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой. Да озарит Отец милосердный наш путь светом, а не тьмой, и сделает нас всех, при наших умениях, полезными здесь в подобающее время и подобающим образом, и постоянно счастливыми.
Дж.Вашингтон»
В начале XIX века ньюпортская община, состоявшая прежде из нескольких сот человек, постепенно сходит на нет. Регулярные богослужения в синагоге возобновились лишь с возрождением общины в середине столетия. В 1946 г. здание было объявлено национальным историческим памятником. В синагоге Туро, принадлежащей местной еврейской общине, проводятся экскурсии, там часто проходят бар-мицвы и другие мероприятия. Ньюпорт находится в 45 минутах езды от Бостона.
* * *
Еврейская община Кюрасао необычна по нескольким причинам. Одна из самых старых общин в западном полушарии, она была очень влиятельна и оказывала финансовую помощь евреям Нью-Йорка и Ньюпорта. В XVIII веке говорившие по-португальски евреи составляли более половины белого населения Кюрасао. Известно, что все фамилии португальского происхождения, которые носят ныне жители острова (большинство из них темнокожие или цветные), восходят к сефардским предкам. Евреи занимались торговлей, страхованием грузов, используя свои связи с соплеменниками в Европе и Америке. Интересно, что весьма прибыльной поставкой чернокожих рабов из Африки евреи почти не занимались, этот бизнес принадлежал преимущественно голландцам.
Во время Второй мировой войны Кюрасао неожиданно сыграло роль в спасении 2200 евреев из восточной Польши, оказавшихся в 1939 г. на территории СССР. Голландия уже была оккупирована Германией, но ее колонии оставались под королевской властью. Голландский консул в Каунасе выдавал еврейским беженцам справки, что они могут попасть без визы на остров Кюрасао, так называемую «визу в Кюрасао». На этом основании японский консул Сугихаро выдавал евреям транзитные визы в Японию, благодаря чему 2200 евреев (все студенты Мирской иешивы) через Владивосток попали на японскую территорию и находились там до конца войны.
В Суринаме (государстве в Южной Америке), помимо еврейской общины в столице Парамарибо, существовало автономное еврейской поселение Jodensavanne, «еврейская саванна», возникшее после того, как британские колониальные власти дали евреям Суринама (тогда британской колонии) значительные привилегии, сохранившиеся и после перехода колонии под власть Голландии. Интересно, что британцы обменяли Суринам на голландскую колонию Новый Амстердам. Тогда подобный обмен казался неравноценным: англичане получали небольшой городок в Северной Америке в обмен на тропический рай близ карибских берегов. Однако Новый Амстердам стал со временем Нью-Йорком, самым значительным городом в Западном полушарии, а возможно, и в мире. Интересно, что, подобно папьяменто, в ряде суринамских креольских языков лингвисты усматривают еврейское влияние.
* * *
Мало кто знает о расцвете интереса к еврейской культуре в Бразилии второй половины XIX века, который был связан с деятельностью второго бразильского императора. Император Дон Педру II слыл юдофилом, очень интересовался еврейской культурой. Он выучил иврит, идиш, арамейский, арабский, а также санскрит и язык тупи-гуарани (последний - наиболее распространенный в Бразилии индейский язык). В свободное от государственных дел время император переводил средневековую еврейскую поэзию и отрывки из Библии, как он писал, «из желания лучше ознакомиться с еврейской литературой и историей, чтобы понять еврейские национальные устремления». Еврейство и семитские языки вошли в моду в Бразилии. В 1876 г. Дон Педро II посетил Петербург и Чуфут-Кале. В 1872 г. он посетил Палестину инкогнито. В том же году в Бразилии была найдена финикийская надпись, в которой рассказывалось, как на 19-й год царствования царя Хирама 10 финикийских кораблей отправились из Эцион-Гевера (ныне Эйлат) вдоль африканского побережья, и один корабль с 12 мужчинами и тремя женщинами из Сидона отстал от остальных и через два года пристал к суше в неизвестном месте.
Каменную табличку с надписью обнаружил в тропическом лесу в штате Парибо раб некоего Хоакина де Косты, который передал ее директору Национального музея д-ру Ладислао Нетто, пользовавшемуся авторитетом у императора. Большинство ученых полагают сегодня, что эта и ряд других семитских надписей, найденных в Бразилии, были сфальсифицированы на волне интереса к Библии и еврейской культуре в годы правления Педро II. Эта история стала одной из самых знаменитых подделок в семитской эпиграфике, стоящей в одном ряду с фальсификациями древних караимских памятников и рукописей Фирковичем в Чуфут-Кале или подделок палеоеврейских рукописей, изготовленных Мозесом-Вилхеймом Шапирой примерно в то же время. Однако некоторые специалисты по древним семитским надписям, например, проф. С.Гордон, и сегодня полагают надпись из Бразилии подлинной.
«АМИ», Санки-Петербург
|