«Еврейский Обозреватель»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
18/109
Сентябрь 2005
5765 Элул

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ   В  НОВОМ СВЕТЕ

МИХАИЛ НОСОНОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

 В  этой статье речь пойдет о малоизвестных фактах из истории евреев на американском континенте. Сефарды, потомки изгнанников из Испании и Португалии, сыграли немалую роль  в  колонизации Америки. Уже  в  XVI веке среди прибывших на американский континент из Испании первых поселенцев было немало евреев. Однако открыто исповедовать иудаизм евреи Испании и Португалии не могли.

Первые организованные еврейские общины  в  Новом Свете появились  в  начале XVII века  в  голландских колониях, таких как Суринам (ныне государство  в  Южной Америке), Кюрасао (остров  в  Карибском море), Ресифи (ныне  в  Бразилии). Эти общины были созданы потомками испанских и португальских изгнанников, которые  в  поисках религиозной свободы устремились  в  Новый Свет. Но и здесь не всегда можно было найти религиозную терпимость.  В  1654 г. Ресифи перешла под власть Португалии, там начала свирепствовать инквизиция, и евреи были вынуждены искать убежища  в  других местах.

Часть из них отправилась  в  Северную Америку, восточное побережье которой было ареной борьбы французских, английских, голландских, испанских и даже шведских колонизаторов. Первая еврейская община на территории современных США возникла  в  сентябре 1654 г., когда группа из 23 беженцев из Ресифи прибыла на фрегате «Saint Catherine»  в  Новый Амстердам (Нью-Йорк), находившийся тогда под властью Голландии. Губернатор Новой Голландии Петер Стивесент был враждебно настроен к евреям и добивался от голландской Вест-индской компании, которой принадлежали колонии, их изгнания. Он обращался  в  совет директоров Компании  в  сентябре 1654 г., указывая,  в  частности, что евреи, потерявшие имущество  в  результате ограбления пиратами, могут оказаться обузой для церковных приходов, вынужденных заботиться о бедняках.

 В  январе 1655 г. представители амстердамской португальско-еврейской общины обратились  в  совет директоров Вест-индской компании с ходатайством  в  пользу манхэттенских иммигрантов.  В  петиции указывалось на трудности и потери, с которыми была связана для португальских евреев утрата Голландией колоний  в  Бразилии. Также говорилось, что жительство и торговлю евреев  в  колониях позволяют Англия ( в  Барбадосе) и Франция (на островах Мартиника, Св. Христофора и других). Что, согласно Мюнстерскому мирному договору 1648 г. с Испанией, голландские евреи должны иметь равные права с остальными. И, наконец, что португальские евреи вложили немалый капитал  в  Вест-индскую компанию. Последний довод, очевидно, был решающим. 15 февраля 1655 года совет директоров вынес резолюцию: «Удовлетворить. Они могут жить и пребывать там, при условии, что не станут обузой епархии и компании».

 В  1664 г. Новый Амстердам перешел к Британии и стал называться Нью-Йорком. Численность евреев там оставалась небольшой, они были ограничены во многих правах, таких как возможность заниматься определенными ремеслами, розничной торговлей или построить синагогу. Лишь  в  1706 г.  в  Нью-Йорке была официально создана первая еврейская община «Шеарит Исраэль», а  в  1730 г. построена первая синагога.

Почти одновременно с этим,  в  1658 году, пятнадцать еврейских семей, как полагают из Кюрасао, прибыли  в  Ньюпорт - колонию Род-Айленд.  В  1763 году ньюпортские евреи построили синагогу, которая является старейшей, сохранившейся на территории США.  В  колониальный период возникли еврейские общины  в  Чарльстоне (Южная Каролина), Филадельфии, Саванне (Джорджия), Монреале (Канада), Ричмонде (Вирджиния). Ко времени американской революции на территории штатов жило две с половиной тысячи евреев,  в  основном выходцы из Германии и,  в  меньшем количестве, сефарды.

Еврейская община, возникшая  в  Ньюпорте  в  1658 г., первые десятилетия была крайне малочисленной и не имела синагоги. Она была построена только  в  1763 году по проекту архитектора Питера Харисона. По конструкции синагога напоминала сефардскую синагогу  в  Амстердаме. Как и  в  большинстве сефардских синагог, бима вынесена  в  середину зала, а сидения расположены с трех сторон вокруг. Синагога получила название Туро по имени первого раввина Исаака Туро.

Имея один из самых больших залов  в  Ньюпорте, синагога служила во время Войны за независимость и  в  конце XVIII века местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда.  В  1781 г. Джордж Вашингтон присутствовал здесь на заседании Генеральной Ассамблеи штата.  В  1790 г. Дж.Вашингтон получил приветственный адрес от старосты синагоги и главы местной масонской ложи Мозеса Зайксаса. Ответом было знаменитое письмо Вашингтона «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости  в  США.

«Джентльмены! Получив с большим удовлетворением ваше письмо, преисполненное выражениями преданности и уважения, я счастлив возможностью ответить, что всегда храню благодарную память о сердечном приеме, который я испытал во время моего визита  в  Ньюпорт от всех классов граждан.

Воспоминания о трудных и опасных днях прошлого скрашиваются сознанием того, что они сменились днями необычной безопасности и процветания. Если мы обладаем мудростью, чтобы найти наилучшее применение полученным нами теперь преимуществам, то мы не можем избежать под управлением справедливого и добропорядочного правительства того, чтобы стать великим и счастливым народом.

Граждане Соединенных Штатов Америки имеют полное право гордиться собой за те примеры великодушной и либеральной политики, которые они продемонстрировали человечеству, примеры, достойные подражания. Все обладают  в  равной мере свободой совести и правами граждан. Ныне это более не простое выражение терпимости, при котором один класс людей предоставлял другому возможность воспользоваться их неотъемлемыми правами. К счастью, правительство Соединенных Штатов, которое противостоит предрассудкам и различным притеснениям, требует от тех, кто живет под его защитой, только чтобы они были добропорядочными гражданами и предоставляли ему  в  случае необходимости свою действенную помощь.

Не соответствовало бы прямоте моего характера, если бы я не отметил, что польщен вашей благосклонной оценкой моей администрации и искренними пожеланиями моего процветания. Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие  в  этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет  в  безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой. Да озарит Отец милосердный наш путь светом, а не тьмой, и сделает нас всех, при наших умениях, полезными здесь  в  подобающее время и подобающим образом, и постоянно счастливыми.

Дж.Вашингтон»

 В  начале XIX века ньюпортская община, состоявшая прежде из нескольких сот человек, постепенно сходит на нет. Регулярные богослужения  в  синагоге возобновились лишь с возрождением общины  в  середине столетия.  В  1946 г. здание было объявлено национальным историческим памятником.  В  синагоге Туро, принадлежащей местной еврейской общине, проводятся экскурсии, там часто проходят бар-мицвы и другие мероприятия. Ньюпорт находится  в  45 минутах езды от Бостона.

* * *

Еврейская община Кюрасао необычна по нескольким причинам. Одна из самых старых общин  в  западном полушарии, она была очень влиятельна и оказывала финансовую помощь евреям Нью-Йорка и Ньюпорта.  В  XVIII веке говорившие по-португальски евреи составляли более половины белого населения Кюрасао. Известно, что все фамилии португальского происхождения, которые носят ныне жители острова (большинство из них темнокожие или цветные), восходят к сефардским предкам. Евреи занимались торговлей, страхованием грузов, используя свои связи с соплеменниками  в  Европе и Америке. Интересно, что весьма прибыльной поставкой чернокожих рабов из Африки евреи почти не занимались, этот бизнес принадлежал преимущественно голландцам.

Во время Второй мировой войны Кюрасао неожиданно сыграло роль  в  спасении 2200 евреев из восточной Польши, оказавшихся  в  1939 г. на территории СССР. Голландия уже была оккупирована Германией, но ее колонии оставались под королевской властью. Голландский консул  в  Каунасе выдавал еврейским беженцам справки, что они могут попасть без визы на остров Кюрасао, так называемую «визу  в  Кюрасао». На этом основании японский консул Сугихаро выдавал евреям транзитные визы  в  Японию, благодаря чему 2200 евреев (все студенты Мирской иешивы) через Владивосток попали на японскую территорию и находились там до конца войны.

 В  Суринаме (государстве  в  Южной Америке), помимо еврейской общины  в  столице Парамарибо, существовало автономное еврейской поселение Jodensavanne, «еврейская саванна», возникшее после того, как британские колониальные власти дали евреям Суринама (тогда британской колонии) значительные привилегии, сохранившиеся и после перехода колонии под власть Голландии. Интересно, что британцы обменяли Суринам на голландскую колонию Новый Амстердам. Тогда подобный обмен казался неравноценным: англичане получали небольшой городок  в  Северной Америке  в  обмен на тропический рай близ карибских берегов. Однако Новый Амстердам стал со временем Нью-Йорком, самым значительным городом  в  Западном полушарии, а возможно, и  в  мире. Интересно, что, подобно папьяменто,  в  ряде суринамских креольских языков лингвисты усматривают еврейское влияние.

* * *

Мало кто знает о расцвете интереса к еврейской культуре  в  Бразилии второй половины XIX века, который был связан с деятельностью второго бразильского императора. Император Дон Педру II слыл юдофилом, очень интересовался еврейской культурой. Он выучил иврит, идиш, арамейский, арабский, а также санскрит и язык тупи-гуарани (последний - наиболее распространенный  в  Бразилии индейский язык).  В  свободное от государственных дел время император переводил средневековую еврейскую поэзию и отрывки из Библии, как он писал, «из желания лучше ознакомиться с еврейской литературой и историей, чтобы понять еврейские национальные устремления». Еврейство и семитские языки вошли  в  моду  в  Бразилии.  В  1876 г. Дон Педро II посетил Петербург и Чуфут-Кале.  В  1872 г. он посетил Палестину инкогнито.  В  том же году  в  Бразилии была найдена финикийская надпись,  в  которой рассказывалось, как на 19-й год царствования царя Хирама 10 финикийских кораблей отправились из Эцион-Гевера (ныне Эйлат) вдоль африканского побережья, и один корабль с 12 мужчинами и тремя женщинами из Сидона отстал от остальных и через два года пристал к суше  в  неизвестном месте.

Каменную табличку с надписью обнаружил  в  тропическом лесу  в  штате Парибо раб некоего Хоакина де Косты, который передал ее директору Национального музея д-ру Ладислао Нетто, пользовавшемуся авторитетом у императора. Большинство ученых полагают сегодня, что эта и ряд других семитских надписей, найденных  в  Бразилии, были сфальсифицированы на волне интереса к Библии и еврейской культуре  в  годы правления Педро II. Эта история стала одной из самых знаменитых подделок  в  семитской эпиграфике, стоящей  в  одном ряду с фальсификациями древних караимских памятников и рукописей Фирковичем  в  Чуфут-Кале или подделок палеоеврейских рукописей, изготовленных Мозесом-Вилхеймом Шапирой примерно  в  то же время. Однако некоторые специалисты по древним семитским надписям, например, проф. С.Гордон, и сегодня полагают надпись из Бразилии подлинной.

«АМИ», Санки-Петербург
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org