«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
19/110
Октябрь 2005
5766 Тишрей

С КЕМ ГОВОРИЛ ШАРОН В ООН

ИРИНА ПЕТРОВА

На главную страницу Распечатать

Эмоциональная и красочная речь израильского премьер-министра Ариэля Шарона на 60-й Ассамблее ООН не содержала ничего неожиданного.

Тем не менее эта речь, как любое политическое выступление такого уровня, несет в себе конкретное послание, обращенное к конкретным же адресатам.

Первыми отреагировали палестинцы. Им Шарон не только напомнил о необходимости сделать ответный шаг навстречу урегулированию и ликвидировать террор. Он, кроме всего прочего, упомянул анархию и диктат вооруженных группировок на территории автономии. Палестинское руководство вряд ли осталось довольно упоминанием о своих самых насущных проблемах перед лицом ведущих мировых лидеров. Но этого мало. Из речи Шарона со всей очевидностью следует, что историческое право на Землю Израиля принадлежит народу Израиля. Болезненные территориальные уступки, о которых говорил премьер, таким образом, являются следствием уважения к палестинскому народу, стремления еврейского государства к миру и его готовностью к компромиссу ради добрососедских отношений — но никак не признанием исторического права палестинцев на эти территории. При этом Израиль признает право палестинского народа на «суверенное национальное существование в собственном государстве», но, опять же, в виде «уступки».

Вероятно, именно этот момент вызвал такой гнев у палестинских лидеров и заставил главу департамента ПА по переговорам Саиба Ареката заявить, что решение проблем палестинцев связано с прекращением оккупации, которая началась в 1967 году и продолжается по сей день. В этом обмене нападками можно увидеть корень тех противоречий, которые придут на смену территориальным претензиям, если, не дай Б-г, Израиль уступит палестинцам все спорные земли Иудеи и Самарии. Тогда камнем преткновения станут формулировки: было ли отступление израильтян уступкой сильного соседа слабому или окончанием оккупации территорий, исторически принадлежавших палестинскому народу.

Между тем главное слово, которое услышали в речи Шарона международные обозреватели — это все те же уступки. Глава израильского правительства подтвердил, что его страна готова на компромиссы, на все лады повторяют западные СМИ и делают вывод: дальнейшее отступление Израиля из Иудеи и Самарии возможно. Шарон обозначил, в сущности, только одну «красную линию», за которую Израиль не отступит никогда — это Иерусалим, неделимая вечная столица еврейского государства. Нет сомнений в том, что вопрос о статусе Иерусалима будет поднят палестинской стороной, как только возобновятся двусторонние переговоры. Так же, как вопрос о возвращении палестинских беженцев, на который у Израиля нет и не может быть положительного ответа. Вероятно, поэтому Шарон вообще не коснулся в своей речи темы переговоров. Создается впечатление, что израильское правительство предпочитает пусть болезненные, но односторонние уступки, чем выполнение еще более болезненных условий палестинской стороны.

Ариэль Шарон еще раз подтвердил намерение Израиля строить стену . Он также намекнул странам — членам ООН, что в стенах этой организации не раз принимались несправедливые к Израилю резолюции и сегодня настал момент прекратить эту практику. Он успокоил президента Буша, выразив свою приверженность «Дорожной карте», и сделал острый выпад в сторону Ирана и его ядерной программы.

Однако большая часть речи премьер-министра адресовалась не главам государств, не делегатам ассамблеи ООН и даже не собственному народу. Шарон обращался к еврейской диаспоре и к христианским правым. Эти группы являются мощным произраильским лобби в Америке. Именно с ними говорил премьер о скитаниях еврейского народа, о даровании Торы на горе Синай, о клятве верности Иерусалиму и о сущности еврейского самосознания. Эти слова не могли не найти отклика в сердцах миллионов сторонников Израиля в США, которые уже поддержали Шарона с его планом одностороннего размежевания. Эта прослойка помогла Бушу пройти на второй срок президентства, и ее позицию глава Белого дома не может игнорировать накануне промежуточных выборов в Конгресс. Таким образом, Шарон постарался использовать трибуну ассамблеи ООН для достижения не самой сложной, но актуальной цели: привлечения на свою сторону миллионов американских избирателей, которые не позволят администрации США слишком сильно давить на Израиль. Увы, убедить в своей правоте собственный народ Шарону будет гораздо труднее.

MIGnews
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org