Ее представили наши бывшие соотечественники, а ныне граждане Израиля в галерее «Ирэна». Не так часто мы видим произведения бывших соотечественников, которые ныне представляют другие государства. Выставка же, которая недавно прошла в галерее «Ирэна», представила сразу пятерых художников. Они живут и работают в Израиле, а их картины нашли своих почитателей во многих странах мира. Первое впечатление от экспозиции — ощущение радости, мощной энергии, которая бьет ключом, пронизывая все вокруг, и музыка, музыка, музыка... Зажигательная и веселая, элегическая и меланхолическая, интимная по настроению...
Михаил Розенвайн, который организовал вернисаж, родился в 1963 году в Киеве. Окончил Республиканскую художественную школу и Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Уже пятнадцать лет живет в Израиле. В его работах доминантой звучит музыка. Контрабас, скрипка, фортепиано, труба... На первом месте они, а сами же музыканты — на втором плане, лишь контурами намечены силуэты артистов. Так и просится на язык: все пройдет, лишь музыка вечна. Интересно, что ни одна из работ не подписана, так что каждый может фантазировать в зависимости от видения мира и расположения духа. Вот-вот ударит по клавиатуре пианист, контрабасисты и скрипач смычком затронут струны, а в руке дирижера оживет палочка и польется мелодия... Или же кофейня со столиками в глубине дворика. Яркие шторы, скатерти, ярко-оранжевая листва на деревьях — весь антураж словно для того, чтобы создать солнечное расположение духа. Художник говорит, что это собирательный образ, навеянный воспоминаниями. Такие кофейни можно увидеть и в Париже, и в Вене, и в Крыму, и в Хайфе...
«Я не делаю рекламных открыток, не воссоздаю какой-либо определенный вид», — говорит Михаил Розенвайн. А еще он сознался: когда рисовал веселых музыкантов, в памяти возникли зажигательные украинские песни, те, которые студенты пели, собирая свеклу, помидоры или картофель на необозримых колхозных полях. Ведь такие «десанты» во времена его обучения в институте были не редкость.
Натан Брутский — тоже киевлянин. Выпускник столичной художественной школы и киевского художественно-промышленного техникума. Его абстракции также пронизаны музыкой.
Галина Дидур — родом из Харькова. Окончила факультет монументального искусства Харьковского художественно-промышленного института. С 1994 года — гражданка Израиля. В ее произведениях, как мне кажется, просматриваются славянские мотивы. Картинам художницы присущи элегичность, плавность линий, женственность.
Юрий Тремлер также родом со Слобожанщины. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Живет в Израиле с 1996 года. Как рассказал организатор вернисажа Михаил Розенвайн, картины Тремлера особенно популярны в Америке, Израиле, Франции... Рисует преимущественно людей. Фигуры его героев и героинь геометрические, и столько в этих треугольниках и прямоугольниках пластики, динамики, что невольно останавливаешься перед полотнами мастера. Скажем, вот две дамы за столиком кафе разговаривают между собой. Перед ними бокалы с вином, которые резко очерчены на пастельно-бежевом фоне. Угловатые фигуры, непрорисованные лица, и в фигурах ощущаются и напряжение, и расслабленность, и, вместе с тем, какая-то легкость. Сразу бросается в глаза: женщины говорят о чем-то интимном, сокровенном, изливают друг другу душу... Бесспорно, художник не только замечательный мастер, но и тонкий психолог.
Слава Бродинский родился в Биробиджане. Его родственников в свое время принудительно переселили в новообразованную в СССР еврейскую автономию. Творчество художника представлено пейзажами. Как будто в калейдоскопе цветные стеклышки, на его картинах возникают яркие, рельефно выписанные белоснежные домики со светло-красными крышами, четко разграниченные «грядки» — желтые, коричневые, зеленые, карминные, оранжевые... А вдали — кипарисы, оливы. Все цветистое, жизнерадостное — будто фейерверк. И чужое... Будто из окна вагона смотришь на незнакомые пейзажи. И интересно увидеть, а что же будет дальше?
...Директор галереи Ирина Осадчая говорит, что ей интересно знать, как наши земляки реализовали себя за границей, адаптировались к тамошнему колориту жизни. Сохранили ли то, что получили смолоду, до переезда за границу. И убедилась: отечественная школа живописи заметна и до сих пор, хотя прошло немало лет. Прослеживается она и в произведениях художников из Израиля.
Михаил Розенвайн рассказал, что помогает своим согражданам найти себя, реализовать в коммерческом плане. Вот и устраивает выставки по всему миру, особенно часто — в США, так как американский рынок самый большой и постоянный. А в Киеве это была первая подобная выставка.
|