«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
20/111
Октябрь 2005
5766 Тишрей

СУККОТ. КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДОЙ?

На главную страницу Распечатать

Когда почти 3700 лет тому назад у Авраама возникли особые отношения со Всевышним, то было ему сказано: «От тебя пойдет новый народ, которому Я выделяю эту Землю. (Авраам услышал эти слова, находясь в месте, впоследствии названном Страной Израиль.) Но народ этот не сразу войдет в Землю, а будет 400 лет в изгнании...» И еще было ему сказано: «Отныне имя твое будет — Авраам». Наш народ произошел от Авраама, Ицхака и Яакова. Однако он сложился, окреп и был выделен для особой, предназначенной только ему роли, лишь пройдя через страшный плавильный котел египетского рабства.

Представим себе человека, родившегося и выросшего в заключении. Что можно для него сделать? Безусловно, выпустить его на свободу. Но если чувствовать настоящую ответственность за него, видеть скрытый в нем потенциал, который, раскрывшись, может привести добро в мир, и помнить при этом, что этот человек (народ) вырос в рабстве, то можно ли ограничиться одним лишь открытием дверей?

Выводя Свой народ из Египта, Всевышний не ограничился (если по отношению к Нему так вообще можно выразиться) освобождением и Исходом, а заодно, и наказанием фараона и его войска. Через 49 дней после освобождения евреи стояли все вместе у горы Синай и получали от Творца мира Тору — книгу, несущую мудрость и знания, благодаря которым мы стали поистине уникальным народом, выдержавшим невероятные трудности и испытания и в течение более 3300 лет не изменившим своей вере, своему языку и своей Земле. Праздником свободы является Песах. Дарование Торы мы празднуем в Шавуот.

Но в Торе говорится о трех главных праздниках года. Все три они связаны с Исходом из Египта, из рабства. Что же могло остаться недостаточно раскрытым и, скажем, недостаточно прочувствованным в Песах и Шавуот?

Чтобы расставить правильно акценты во всем многообразии жизни свободного человека (народа), чтобы не утратить всю полноту связи, установившейся между Творцом и Его народом, чтобы год от года углублять понимание нашей роли, нашего места в мире и в истории и, наконец, чтобы обновить и даже как-то освежить ощущение радости, заложенной на самом деле в каждом из нас, Всевышний дал нам праздник Суккот.

Начинается Суккот 15 числа месяца Тишрей и продолжается семь дней. Из них первый день — полный праздник (йом тов), а остальные шесть дней — «праздничные дни», отличающиеся от полного праздника тем, что в них можно совершать многие из «будничных» дел, которыми не занимаются в йом тов, — как раз для того, чтобы йом тов стал «полным праздником». В переводе с иврите такой праздничный день называется «будни праздничного периода».

Что же такое сукка: шатер, шалаш, домик? — «В сукках сидите семь дней...», — говорится в Торе. Переводится слово (сукка), давшее название празднику Суккот (Суккот — множественное число от слова сукка), как «шатер» или «шалаш», а в старых переводах — «кущи» (тогда и сам праздник Суккот назывался праздником Кущей). Но по сути слово сукка — означает «жилище», любое жилище, крыша которого сделана из схаха. Все растительное подойдет для схаха: ветки, с листьями, хвоей или без, дощечки, планки и т.п. Такая крыша, безусловно, не оставляет впечатления надежно укрывающей от непогоды. Но именно в этой ненадежности и заключается смысл того, что только такая крыша пригодна для жилища в Суккот! Потому что она — эта «дырявая» крыша — символизирует отказ от, в общем-то, опасной иллюзии, что нас может защитить от любой невзгоды и непогоды «надежная» крыша (стены, власть, деньги, танки, лекарства и т.  д .). Нет. В конечном итоге, в трудный час нас защищает Всевышний. Да мы и сами знаем это: вспомним хорошенько свои переживания в сложные или опасные минуты нашей жизни.

К сожалению, человек устроен так, что вспоминает об этом только в такие моменты. Это тоже немаловажно, но хотелось бы гораздо большего — ведь знание и ощущение связи со Всевышним и зависимости от выполнения Его воли может предотвращать наступление бедственных моментов, да и вообще поворачивает жизнь в другую сторону...

Обычно сразу же после Йом Кипура, т.е. за пять дней до Суккот, приступают к построению сукки. Одни строят во дворе домик из фанеры или пластика, другие, те, кто живет в собственном доме, имеют обычно специальное помещение, в котором только крыша заменяется на схах, а третьи — на семь дней превращают в сукку свой балкон (в последнем случае над балконом-суккой не должно быть другого балкона, иначе такое сооружение не может считаться суккой: ведь соседский балкон будет защищать его от дождя!).

В таком жилище и проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся, беседуют, если позволяют условия — спят.

Еврейский закон называет в Суккот дом человека — временным жилищем, а сукку — постоянным.

www.evrey.com
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org