«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
20/111
Октябрь 2005
5766 Тишрей

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОЛИ

ИРИНА ВЕРЦНЕР

На главную страницу Распечатать

Когда-то в детстве одним из самых каверзных вопросов для товарища по игре был такой: «Назови самое большое число!» В зависимости от возраста мы отвечали: десять, тысяча, миллион... И тогда задававший его обязательно дополнял: «И еще плюс один». Все удивлялись, но, еще не понимая почему, догадывались, что есть нечто, чему нет и не может быть конца. И таким образом мы приходили   к  понятию бесконечности.

Спустя годы я снова ощутила это, когда стояла у памятника херсонским евреям, расстрелянным фашистами в сентябре 1941-го. Но теперь я прикоснулась  к  иной бесконечности — бесконечности боли, той боли еврейского народа, у которой нет и не может быть конца — по крайней мере, до тех пор, пока человечество помнит о трагедии Холокоста.

Поездки на места массовых казней будоражат нервы, совесть, заставляют серьезно задуматься о многом. Вот и в этом году, стоя у мемориала в селе Зеленовка, где за несколько осенних дней гитлеровцы уничтожили более 12 тысяч евреев, я пыталась найти ответ на вечный вопрос: «За что?»...

Бобровый Кут, Калининское, Штерндорф, Зеленовка, Роттендорф, Червона Зирка, Юдендорф, Фрайлебенка — это наша память. Память о войне, о ее жертвах, ее крови и бесчеловечности. Память, которую уничтожали, как раньше уничтожали людей, и которая пробивалась сквозь запреты и ложь, как люди вырывались из ада смерти, чтобы рассказать правду живым и почтить мертвых. С призывом помнить об ужасах Катастрофы обратилась  к  присутствующим старейший член общины, одна из зачинателей создания мемориала Памяти жертвам села Калининдорф Анна Израилевна Грибун-Перлова.

«Холокост показал, как легко «срывается предохранитель», удерживающий цивилизацию от зверства. Зверства, неизбежно ведущего  к  гибели человечества. Все это не поддается осознанию. Как можно смириться с тем, что люди специально, по особому плану способны уничтожать себе подобных? Уничтожать — в силу низменных инстинктов, кровавых предрассудков и расовой ненависти», — сказал, выступая на траурном митинге директор херсонского «Хеседа Шмуэль» Александр Вайнер, силами которого ежегодно организуются поездки Памяти.

Выступали не только представители еврейской общины, но и представители сельсоветов, руководители и учащиеся местных школ, где в специально организованных музеях свято хранят память о погибших односельчанах.

Главный раввин Херсонского региона Иосиф Вольф обратил внимание собравшихся на то, что современная цивилизация находится перед лицом не менее страшной угрозы. Эстафету палачей в черных мундирах перехватили террористы. Налицо — известное родство нацизма и терроризма — то же пренебрежение  к  человеческой жизни, та же ненависть  к  инакомыслию, и самое страшное — то же стремление  к  маниакальной цели.

Всего за 31 месяц господства на Херсонщине гитлеровцы уничтожили 17 тысяч евреев. Это официальные цифры. А сколько херсонских евреев загубили фашисты и их пособники на самом деле? У тысяч уничтоженных нет кладбищ. Их скорбь прорывается  к  нам в плаче дождя, их следы в бурном цветении трав.

Так уж устроен человек, что со временем в его сознании боль от любой потери стихает, сглаживается. С годами самые тяжелые воспоминания становятся частью прошлого, которое принадлежит памяти, а  к  настоящему отношения уже не имеет. Это помогает пережить утрату, сохранить себя для будущей жизни. Механизм самосохранения работает бесперебойно, стирая память, утешая, оправдывая, облегчая... Человечеству в целом иной раз свойственна та же спасительная забывчивость. Однако в этом не только спасение, но и гибель — забывая об ужасах, которые происходили в прошлом, мы готовим их повторение.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org