«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
21/112
Ноябрь 2005
5766 Хешван

ТЕГЕРАН РАЗБУШЕВАЛСЯ

МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ

На главную страницу Распечатать

«И ожесточил   Б-г  сердце фараона, и не послушал он их, как  Б-г  предсказал Моше»...

Радикальные вожди Ирана вновь разбушевались не на шутку. Выступая на состоявшейся в Тегеране «глубоко научной» конференции «Мир без сионизма», президент Ирана Махмуд Ахмадинежад патетически провозгласил: «Израиль следует стереть с карты мира. Об этом говорил нам наш учитель имам Хомейни. Основание Государства Израиль явилось актом международной агрессии против ислама. Исламский мир не позволит, чтобы его исторический враг находился внутри него. Исход войны, длившейся сотни лет, воплотится в создании государства Палестина и уничтожении Государства Израиль».

Далее, комментируя теракты в Израиле, Ахмадинежад заявил: «Нет сомнения, что новая волна терроризма в Палестине скоро сотрет это позорное пятно с лица исламского мира».

Имеющий уши, да услышит. И буквально через пару часов после этого террорист-смертник взорвал себя в приморском городе Хадера. В результате теракта погибли пять человек.

Подобная агрессивная риторика давно уже стала обычной для правителей Ирана. К ней, вроде, в мире и привыкли. Но на этот раз она вызвала шквал возмущения.

Даже руководителям Палестинской Автономии это показалось слишком. Палестинский министр по делам переговоров с Израилем Саиб Арикат выступил с заявлением, осуждающим высказывание иранского лидера. «Палестинская Администрация признает Государство Израиль, и ее действия направлены на достижение с ним мирного соглашения», — сказал он.

А пресс-секретарь Белого дома подчеркнул, что США со всей серьезностью относятся к заявлению президента Ирана. «Данное заявление подтверждает наши опасения относительно ядерных намерений Ирана», — сказал он.

И если вспомнить, несколько лет назад Белый дом уже делал похожие заявления, незадолго до начала военной кампании в Ираке...

Для чего же иранскому президенту в такое непростое для страны время нужны дешевые эпатаж и популизм? Зачем такое политическое хвастовство, как призыв к уничтожению Израиля, Ирану, который и так преследуется за свою ядерную политику? Тегеран также окончательно потерял всех западных друзей. Даже толерантные страны ЕС, видимо, вынуждены признать, что диалог с политиком, рубящим сук, на котором сидит, невозможен.

Экстренное совещание Совета Безопасности ООН резко осудило заявление президента Ирана. В тексте резолюции говорится, что «Совет Безопасности ООН осуждает слова, произнесенные в адрес Израиля президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Совет Безопасности поддерживает позицию генерального секретаря ООН, который заявил, что любое государство — член Организации Объединенных Наций должно беспрекословно выполнять положения Декларации ООН и воздерживаться от угроз или применения силы против любого другого суверенного и независимого государства».

В любом случае, крайне резкая реакция Запада на высказывание иранского лидера является победой демократических сил, по крайней мере, на дипломатическом фронте, хотя резолюциями и заявлениями сложно противостоять ядерным бомбам и религиозным фанатикам.

Ну и как после всего этого повел себя Ахмадинежад? Согласно тексту знаменитой басни: «А Васька слушает, да ест». Уже через день после своего воинственного заявления он, появившись на митинге в Тегеране, вновь повторил свои слова. В ответ из толпы неслись призывы: «Смерть Израилю!» и «Смерть Америке!» и ритуально сжигались американские и израильские флаги.

Что же сегодня происходит в Иране? И можем ли мы в этом разобраться? Вопросы непростые. Как было сказано в одном известном фантастическом романе, «поведение этих субъектов еще более загадочно для нас, чем психология инопланетных гуманоидов».

Да, агрессивное поведение Ахмадинежада как раз именно этот случай. И все же мы можем попытаться проследить какую-то логику в его действиях. И здесь мы должны учитывать сразу несколько обстоятельств. Во-первых, президент Ирана в реалии не является руководителем страны. Он по существу «зиц-председатель». Подлинные вершители судеб страны — это исламские авторитеты во главе с аятоллой Хаменаи. И нужно помнить, что Ахмадинежад довольно неожиданно стал президентом именно благодаря поддержке радикального духовенства. При этом честность подсчета голосов, естественно, не обсуждалась, хотя многие в Иране и за его пределами были удивлены, что Ахмадинежаду в итоге удалось опередить долго лидировавшего в опросах более умеренного в своих воззрениях Рафсанджаи. Судя по всему, аятоллам умеренные (точнее весьма относительно умеренные) политики порядком надоели за время каденции предыдущего президента Хатами, иногда позволявшего себе вполне пацифистские фразы в адрес Запада и даже США.

А вот Ахмадинежад их, видимо, очень устраивает. И видя это, он старается изо всех сил доказать, что ставка на него оказалась верной. Усердие — усердием, но на этот раз любимец аятолл все же перестарался. Раз уж обычно кроткий Кофи Аннан возмутился, то это действительно был перебор со стороны иранцев в агрессивности поведения. Особенно с учетом того, что весь мир и так весьма обеспокоен развитием ядерной программы Ирана и созданием им баллистических ракет.

Нельзя также игнорировать еще один очень важный внутриполитический фактор в жизни современного Ирана. У человека, наблюдающего телесюжеты об антизападных и антиизраильских демонстрациях в Тегеране, может сложиться впечатление, что, как и четверть века назад, подавляющее число иранцев слепо верит аятоллам и в любой момент готово пронести зеленое знамя ислама по всему миру.

Однако многие нейтральные наблюдатели, побывавшие в стране в последние годы, отмечают, что на самом деле значительное число иранцев, и в первую очередь молодежь, религиозным фанатизмом не страдает. Кроме того, голову вновь начинают поднимать родовитая знать и рафинированная интеллигенция, тяготеющая к воспоминаниям о доисламском величии древней Персии, веками правившей на огромных пространствах Востока. Древняя Персия действительно была великой державой, чему в значительной мере способствовала веротерпимость ее правителей. В той давней империи находилось место многим народам. В том числе и евреям. Мы можем вспомнить и легендарную царицу Эстер и шахиншаха Бахрама Пятого из династии Сасанидов, бывшего сыном иудейки. Впрочем, многие люди старшего поколения хорошо помнят, что Иран и при последнем шахе Реза Пехлеви был в весьма неплохих отношениях с Израилем.

Словом, не все так однозначно ныне в Иране. И, похоже, именно поэтому своей крикливостью и агрессивностью Ахмадинежад пытается «сплотить нацию». Вот только удастся ли ему это? Как-то, уже зная опыт Ирака, не очень верится, что абсолютно все в Иране желают воевать с США и их союзниками. От фанатизма люди с годами устают, и очень...

Ну, а евреи должны помнить, что уже не раз в их истории Господь ожесточал сердце очередного фараона, чтобы затем воздать ему по делам его.

Подождем дальнейшего развития событий и мы.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org