«Еврейский Обозреватель»
ПОЛЕМИКА
23/114
Декабрь 2005
5766 Кислев

ПРИЧИНЫ РАЗДОРОВ   В  ЕВРЕЙСКОМ МИРЕ

ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИЙСКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ «КОВЧЕГ»

АЛЕКСАНДР РАПОПОРТ

На главную страницу Распечатать

Феликс Дектор, издатель, руководитель общества «Ковчег»:

- Формулируя тезис, вокруг которого развернется дискуссия, я думал о том, что раздоры  в  еврейском мире приносили евреям много бед на протяжении всей нашей истории. К сожалению, и сейчас сохраняется конфронтация между различными группами евреев  в  Израиле и вне его. Нет единства во взглядах на решение важнейших вопросов, от которых зависит будущее нации. Существует даже такое выражение: «милхомот иеудиот» («иудейские войны»). Каковы причины явления? Одним ли евреям присуща такая разноголосица мнений?

Александр Синельников, кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии семьи социологического факультета МГУ:

- Перед тем как рассуждать о причинах раздоров  в  еврейском мире, надо уточнить понятие «еврейский мир».  В  данном контексте «еврейский мир» надо понимать как организованную часть мирового еврейства, то есть совокупность еврейских религиозных общин, общественных организаций, политических партий  в  Израиле и вне его. Структур этих невероятно много, - так,  в  России органами Минюста зарегистрировано около шестисот еврейских организаций, и между ними происходят всякого рода столкновения.

Еврейский мир состоит из множества секторов, которые находятся  в  сложных и часто далеко не мирных отношениях. Говорят, что так было всегда. Да, евреи - народ не единообразный. За всю историю мы никогда не были народом с тоталитарной системой управления, подавляющей всякое инакомыслие. Среди евреев всегда существовали группы, которые вступали  в  конфликтные отношения с другими группами. Причины конфликтов были различными, иногда материальными, вызванными конкуренцией. И  в  Средние века, когда иудеи делились лишь на ашкеназов и сефардов, а иудаизм у них был практически одинаков, тем не менее существовала конфронтация между отдельными еврейскими общинами. Человек, принадлежавший к одной общине, не мог переселиться  в  другую, если он не был достаточно богат, чтобы купить такое право. Существовал закон о запрете поселения, который еврейскими общинами никогда не был отменен.  В  более близкие к нам времена,  в  варшавском гетто, евреи создали несколько альтернативных подпольных организаций, которые между собой находились  в  не очень дружественных отношениях. Когда шла борьба за создание государства Израиль, существовало несколько военизированных еврейских организаций ишува - Хагана, Эцель, Лехи, - они боролись не только против англичан за независимое еврейское государство, но и между собой.  В  нынешнем Израиле мы также видим ожесточенную борьбу разных политических партий и организаций, каждая из которых считает себя единственно правой  в  том, как, например, решить проблему арабо-израильского конфликта. И эта борьба происходит на фоне конфронтации с арабским миром,  в  котором такого разногласия  в  отношении Израиля нет, потому что арабский мир тоталитарен. Если у евреев есть споры о том, можно ли ради мира уступить арабам половину Иерусалима, то ни один араб никогда не откажется от Восточного Иерусалима  в  пользу Израиля. На фоне этих разногласий конфликты  в  еврейских общинах России и других стран СНГ представляются относительно безобидными.

Существует мнение, что эти разногласия проистекают из личных амбиций лидеров общин и организаций. Этого тоже отрицать нельзя... Но мне близок марксистский взгляд на роль личности  в  истории. Роль эту не надо преувеличивать. Личность много значит, но любой генерал без армии - это ноль, даже если он - Наполеон. Личность должна опираться на какие-то круги общества. А у этих кругов есть свои интересы.

Еврейский мир делится на организованную и неорганизованную части. И структуры еврейского мира, которые отстаивают свои интересы против других еврейских структур, отстаивают также интересы определенных кругов вне организованной части еврейского мира.

Примеров тому масса. Например, русская алия  в  Израиле.  В  России люди из этой алии были евреями, а  в  еврейском государстве оказались «русскими». Увидев, что существующие партии, общественные и правительственные структуры проблемы «русской алии» ставят на предпоследнее место, репатрианты из бывшего СССР создали собственные партии и структуры, чтобы отстаивать свои интересы.  В  Израиле многие не любят секторальных партий. Существует почти официальное мнение, что израильское общество не должно делиться на «землячества». Но что делать, приходится делиться, когда общество  в  целом не принимает выходцев из какой-то страны. Русская алия вынуждена была создать свои партии, потому что существовавшие  в  Израиле партии не занимались ее судьбой.

Закономерный вопрос: почему русская алия не создала единую партию? Почему у Щаранского одна партия, а у Либермана - другая? Конечно, личные амбиции лидеров играют немалую роль. Но главную роль играют различия  в  политических взглядах этих лидеров и их сторонников.  В  конце концов, Либерман оказался  в  оппозиции, не согласившись с политикой нынешнего правительства, а Щаранский, тоже во многом с ним не согласный, на своем посту остался. И это на самом деле две разные группы людей, а не два разных человека.

Мой друг-израильтянин говорит: «Многие хотят мира с арабами. Но если Израиль придет к миру с арабами, тут же начнется гражданская война между евреями, настолько разделено само израильское общество». Сейчас многие боятся гражданской войны между евреями до достижения мира с арабами, если только он вообще достижим. И гражданской войны именно по причине несогласия о способах достижения этого мира. Речь идет о столкновениях израильской армии и полиции с «ультраправыми» из числа поселенцев.

Какие же группы евреев, на мой взгляд, не являются частью еврейского мира? Подавляющее большинство людей из неорганизованной части еврейства может перейти  в  его организованную часть. Однако есть люди, которые не должны совершать такой переход. Я говорю о тех евреях, которые не согласны с основной целью еврейского мира. Все еврейские структуры стремятся к тому, чтобы еврейский мир жил, развивался и продолжал существовать. Есть, однако,  в  нашем народе люди, которые этого не хотят.

Прежде всего это сторонники ассимиляции, считающие лучшим решением еврейского вопроса полное растворение  в  окружающей среде. Если еврей считает, что ассимиляция - это правильно, то частью еврейского народа он остается, хотя бы потому, что другие народы его не примут. Но из еврейского мира такие люди себя исключают.

Человек может заявлять: «Какой я еврей? Я русский! Я родился и вырос  в  России, у меня нет другого языка, у меня нет другой культуры. И я ничего другого не хочу. Еврейство - это недоразумение, случайность, дети не виноваты, что у них такие родители». Если еврей стоит на таких позициях - это его право. К еврейскому народу он принадлежит, но к организованному еврейскому миру он отношения не имеет.

Еврей может говорить и так: «Я космополит. Все народы мира должны слиться  в  один, мне все равно,  в  какой стране жить». Если он стоит на таких позициях - опять же, это его право. Но еврейский мир не для таких людей, у еврейского мира другая задача.

К сожалению, есть среди евреев люди, отрицающие само право государства Израиль на существование. Евреи, согласные на самые большие территориальные уступки Израиля, все равно остаются частью еврейского мира. Но те, кто согласен с мнением, что единственное решение этого вопроса - ликвидация Израиля, исключают себя из еврейского мира.

Центром нынешнего еврейского мира является государство Израиль. С тех пор как оно появилось, оспаривать право на его существование - значит ставить себя за пределы еврейского мира. К сожалению, нигде, кроме Израиля, евреи как народ, видимо, долго не просуществуют. Даже  в  Соединенных Штатах, где еврейская община насчитывает более пяти миллионов, большинство евреев вступают  в  смешанные браки, а дети от этих браков воспитываются  в  еврейской традиции примерно  в  одном случае из пяти. Да и рождаемость у американских евреев низкая.  В  России, где число евреев уменьшается за счет трех факторов - низкой рождаемости, ассимиляции и эмиграции, - перспективы еще менее радужные, чем у еврейской общины  в  Америке или  в  западных странах. Израиль может выжить, если ему удастся «замирить» своих соседей или держать их  в  страхе. Люди, которые думают, что еврейский мир может существовать без Израиля, подрывают самые основы еврейского мира.

Можно во многом упрекать правительство еврейского государства, но если государство погибнет, это будет более страшным ударом для всего еврейского народа, чем гибель шести миллионов европейских евреев. Гибель Израиля означала бы провал последней попытки еврейского народа выжить. Люди, отрицающие право Израиля на существование, отказывают  в  существовании самому еврейскому народу.

Теперь самое трудное: о перешедших  в  христианство. Каждый человек волен выбирать религию. Принцип свободы вероисповедания признается во всем цивилизованном мире,  в  том числе и  в  Израиле.

Допустим, еврей принимает христианство потому, что он тяжело заболел и надеется, что христианский «бог» избавит его от смерти. Или он хочет получить подтверждение загробной жизни - разговоры о ней популярны у части христиан. Есть много причин, по которым еврей становится христианином. И это не насильственные обращения, как было  в  XIX веке. Я считаю, еврейский мир сам во многом виноват, что такое происходит.

Еврей, который присоединяется к религии, утверждающей, что его народ виновен  в  убийстве «бога», вправе сделать этот выбор. Не вправе только сидеть на двух стульях. Если он совершает такой поступок, то не выходит из еврейского народа по единственной причине: при определенных обстоятельствах он все равно угодил бы  в  газовую камеру. Для антисемитов он остается евреем. Из организованной же части еврейства, которая стремится к тому, чтобы еврейский народ продолжал существовать, он уходит.

 В  израильском законодательстве записано, что право на репатриацию имеет тот, кто рожден еврейкой или был обращен  в  иудаизм, но не тот, кто еврей по рождению и при этом добровольно перешел  в  другую религию. Такой человек не считается евреем.

И я считаю, что Государство Израиль решило этот вопрос правильно. Оно признает свободу вероисповедания. Если еврей, уже живущий  в  Израиле, принимает христианство, его за это не лишают гражданства,  в  правах не ограничивают. Если израильтянка выходит замуж за араба и принимает ислам, это ее право, за это гражданства не лишают. Но Израиль имеет право выбирать, кому из иностранцев свое гражданство давать, а кому  в  нем отказывать. Если евреи принимают христианство, они имеют право приезжать  в  Израиль как иностранцы, как паломники, как гости. Но я не понимаю, почему надо давать им гражданство государства, специально созданного для того, чтобы евреи не крестились. Частью еврейского мира эти люди не являются.

 В  XIX веке во всем мире крестились двести пять тысяч евреев. Из этого числа только двадцать пять тысяч случаев - крещение кантонистов  в  России - можно считать насильственным обращением. Остальные обращения были добровольные - ради карьеры, ради женитьбы. Или, как выразился Гейне, «чтобы получить входной билет  в  европейскую культуру». Сейчас  в  мире живут миллионы потомков этих людей. Евреями они не считаются. Если кто-то из них  в  наше время женился на еврейке и дети его стали евреями, то это не потому, что у их прадедушки была еврейская кровь.

Сионистское движение, возникшее  в  конце XIX века, было ответом на два вызова еврейскому народу. С одной стороны, на расовый антисемитизм, который появился как реакция европейского общества на массовые крещения. Отдельных крещеных евреев это общество способно было переварить, но двести тысяч людей, многие из которых вошли  в  самую верхушку его элиты, переварить оно не могло и отреагировало расовой теорией, которая при Гитлере проявилась на практике. С другой стороны, сионизм отреагировал на сходную угрозу со стороны ассимиляции.  В  это время она становилась массовой и добровольной, основной ее инструмент - крещение и смешанные браки. Лидеры сионистского движения считали, что единственный способ удержать людей от растворения  в  окружающей среде - увести их  в  еврейское государство.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org