«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
23/114
Декабрь 2005
5766 Кислев

БЕЗРАБОТИЦА   В  ИЗРАИЛЕ: НАВСЕГДА?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ  В  ИЗРАИЛЕ - СИТУАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И НЕТИПИЧНАЯ

ЛЕОНИД ВЕГЕР

На главную страницу Распечатать

Обычно безработица вызывается застоем  в  экономике и исчезает при выходе из него. Но Израиль вышел из кризиса уже два года назад и развивается весьма приличными темпами. Однако безработица не исчезла. Она уже шестой месяц держится на уровне 9,1%, вдвое превышая нормальный уровень. Для ее ликвидации используются различные методы, вплоть до таких современных, как программа «Висконсин», но результаты ничтожны. Возникает угроза того, что безработица станет постоянной, неотъемлемой частью жизни нашего общества.  В  чем дело?

Природа израильской безработицы обусловлена главным образом национально-социальной спецификой.  В  самом общем политэкономическом смысле безработица вызвана, прежде всего, разрывом между высокой производительностью труда  в  Израиле и низким уровнем потребительского спроса населения. По показателю производительности труда мы входим  в  число развитых стран мира. Это обусловлено широким и интенсивным использованием хай-тека, высоким уровнем образования трудящихся, активностью бизнеса и др.

Что касается потребностей населения, то они относительно невысоки. Так, например, по количеству автомашин на душу населения Израиль значительно отстает от развитых стран. Низкий уровень потребительского спроса  в  значительной степени обусловлен спецификой структуры населения нашего государства. Алия из СНГ, составляющая около 1/5 всех жителей, привыкла к скромному, почти спартанскому образу жизни. То же можно сказать и о репатриантах из стран Восточной Европы, Эфиопии и большинства других. Невелик потребительский спрос и у арабской части населения. Все это приводит к тому, что существующие потребности общества удовлетворяются трудом лишь части,  в  данном случае 90%, трудоспособного населения. Получается, что создавать новые рабочие места  в  перечисленных условиях нет надобности, и безработица должна принять хронический характер.

Кстати, неразвитые потребности объясняют, почему программа «Висконсин» не прививается  в  Израиле. Дело  в  том, что эта программа рассчитана на стремление безработного гражданина приступить к работе, которое он не может реализовать, поскольку его специальность не актуальна либо он потерял уверенность  в  себе. Однако у большинства израильских безработных стремление приступить к работе ослаблено: их скромные потребности удовлетворяются за счет пособия.

 В  условиях неразвитого, слабого спроса не срабатывает и общепринятый метод выхода из кризиса — увеличение доходов населения, приводящее к подъему спроса.  В  Израиле оно не приводит к пропорциональному появлению новых рабочих мест. Вдобавок к неразвитому спросу срабатывает известная черта еврейского характера — бережливость, привычка создавать сбережения на «черный день». Поэтому значительная часть дополнительных доходов уходит  в  накопления,  в  отложенный спрос. (Сумма накоплений  в  доверительных, пенсионных и других фондах достигла огромных размеров.)

Следует подчеркнуть, что  в  Израиле безработица проявляется особенно негативно. Она не только требует дополнительных бюджетных расходов на пособия, но и оказывает отрицательное влияние на жизнь государства. Стабильная безработица приводит к отъезду за границу квалифицированной рабочей силы и более того — к эмиграции евреев. Число выезжающих грозит сравняться с числом приезжающих.

Где выход?

 В  условиях ограниченности внутреннего спроса главным резервом увеличения производства товаров и услуг, а тем самым — создания дополнительных рабочих мест, становится наращивание экспорта. Попутно можно отметить, что  в  своей долгой истории евреи всегда обслуживали не только себя, но и другие народы (банковское дело, торговля, ремесла и др.). Увеличение экспорта необходимо также, учитывая продолжающийся рост  в  Израиле (под влиянием научно-технического прогресса и ряда других факторов) производительности труда, умножающий безработицу.

Развитие производства, ориентированного на внешний рынок, особенно актуально сейчас,  в  условиях усиливающейся глобализации, когда страна стремится расширить и закрепить свое место на мировом рынке.

Есть ли у Израиля возможности для этого? Можно отметить, что  в  прошлые годы экспорт рос весьма хорошими темпами и достиг приличной величины. Как считают  в  Объединении промышленников, почти у всех отраслей экономики Израиля есть экспортный потенциал. Даже у текстильной, о которой мы привыкли думать как о чем-то отжившем. Значительные резервы роста экспорта есть  в  электронике, военно-технической сфере, фармацевтической, ювелирной промышленности,  в  сельскохозяйственном производстве и др. Что касается техники, то следует перейти от продажи патентов и опытных образцов к торговле готовыми изделиями. Большие резервы заложены  в  сфере обслуживания иностранных туристов и сфере развлечений. Может быть, произойдет чудо и  в  Израиле откроется свой Лас-Вегас?

Учитывая эти возможности, экспорт может и должен вырасти  в  несколько раз. Темпы его ежегодного роста должны быть такими же, как  в  2004 году, — прирост на 20%. К сожалению,  в  нынешнем году рост экспорта не наблюдается. Рейтинг конкурентоспособности Израиля снизился, и страна опустилась с 19-го места  в  мире на 27-е. Между тем от переориентации экономики на экспорт зависит будущее Израиля.  В  частности, правительству следует выработать и осуществить налоговую и инвестиционную политику, направленную на развитие экспорта; обеспечить условия для приема и труда гастарбайтеров; организовать государственный контроль над качеством экспортируемых товаров, используя,  в  частности, опыт Японии.

Конечно, низкий уровень потребностей — не единственный фактор, стимулирующий израильскую безработицу. Действуют и другие факторы, прежде всего — низкие доходы большой части израильского общества.

Несомненно,  в  этих условиях наряду с увеличением экспорта должны приниматься и другие меры. Следует, по-видимому, как это ни парадоксально звучит, снижать производительность труда. Конечно, это не должно сказываться на качестве труда. Снижение должно стать результатом сокращения рабочего дня.  В  Израиле пора переходить к семичасовому, а  в  перспективе — и к шестичасовому рабочему дню.

Следует также поощрять и развивать разумные потребности граждан  в  более качественном жилье, новой телевизионной и электронной технике и др.  В  этой связи следует приветствовать намечаемое снижение налога на покупку автомобиля. Увеличение автопарка создаст новые рабочие места  в  сфере его обслуживания.

Предстоящее сокращение армии, численности охранников и др. грозит вызвать значительный скачок безработицы. Это обстоятельство требует форсирования указанных и других мер. Вместе с тем мир с палестинцами создаст резерв для роста экспорта. Он открывает уникальную возможность соединения еврейских мозгов с дешевым трудом палестинцев. Соседство интеллекта и дешевых трудовых ресурсов, как это ни парадоксально сегодня звучит, — своего рода удача. Оно позволило бы нашим товарам успешно конкурировать на мировом рынке с китайскими, корейскими и др.

 В  условиях увеличения экспорта потребность  в  дешевой иностранной рабочей силе будет возрастать. Привлечение к труду палестинцев, не претендующих на жилье, пенсию, гражданство и другие социальные выплаты, представляет уникальный и значительный резерв для развития нашей экономики. По-видимому, следует приложить особые, неординарные усилия для реализации этой возможности. Следует подчеркнуть, что трудоустройство палестинцев, учитывая их сегодняшнее тяжелое положение, крайне необходимо и самой Палестине.

Рост экспорта предопределяет не только ликвидацию безработицы, но и будущее страны. Вопрос стоит так: будет ли Израиль второстепенным, зацикленным на себе ближневосточным государством или развитой, передовой страной, формирующей облик современной цивилизации? Чтобы прийти ко второму варианту, Израиль должен, реализуя свой интеллектуальный потенциал, переориентировать свою экономику и науку на общечеловеческие потребности, на мировой рынок. Он должен стать уникальным государством,  в  котором продукция на экспорт превышает внутреннее потребление, которое,  в  свою очередь, конечно, должно быть высоким.

Впрочем, возможен и третий путь: Израиль не увеличивает экспорт товаров, а наращивает экспорт избыточных трудовых ресурсов, поставляя научный и управляющий персонал  в  развитые и развивающиеся страны. Но это уже тема отдельной статьи.

«Новости недели», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org