«Еврейский Обозреватель»
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
23/114
Декабрь 2005
5766 Кислев

ОСКАР ИЗРАИЛЕВ: «ПОКА КО МНЕ ПРИХОДИТ МУЗЫКА, НАДО РАБОТАТЬ!»

ЕЛЕНА ЧУЧУЛАШВИЛИ

На главную страницу Распечатать

Есть ли в современной еврейской культурной жизни Украины национально осознанная профессиональная музыка?

Вопрос этот вовсе не риторический - ведь большинство представителей еврейской творческой интеллигенции из года в год успешно пополняют ряды деятелей украинской и русской культуры. Этот многовековой процесс естественен и привычен.

И все-таки, если к еврейской теме многократно обращались и обращаются украинские и русские композиторы, начиная от Глинки (вспомним его «Еврейскую песню»), что же можно сказать о непосредственных творческих представителях народа, музыкальные традиции которого не прерываются тысячелетия?

Кто сегодня пишет еврейскую музыку и есть ли у современных композиторов еврейского происхождения произведения, которые можно было бы отнести к разряду национальных? Яков Цегляр! - ответит любой, даже не очень искушенный зритель и слушатель.

Ответ правильный, имя отечественного мэ тра, как и его музыка, известны всем, но кто еще? И тут обычно наступает пауза. Иных уж нет, а те далече.

Имя Оскара Израилева мало что скажет многим читателям. Однако те, кому удалось услышать его ораторию «Песнь Песней», наверняка запомнили и композитора, и исполнителей. Оскар Израилев пишет музыку. Еврейскую музыку на еврейские тексты. Причем на классические танахические тексты. Редкость? Не то слово, - согласитесь, чтобы «замахнуться» на такие источники, нужна немалая смелость и уверенность в себе, в своих силах. Мы решили встретиться и поговорить с композитором, которого в наше суетное время вдохновляют история царя Шломо и прекрасной Шуламит, царицы Эстер и многих других библейских персонажей.

- Композитором я стал не сразу. Моя основная профессия - инженер. Много лет занимался проектированием, но всегда работал, если можно так выразиться, на грани своей профессии и искусства. Как это получалось? Просто я занимался сценическим освещением театров и, конечно, знал театр не только как зритель, но и изнутри. Кроме того, еще с юности я увлекался классическим пением, учился этому искусству и одно время даже готовился к карьере оперного певца. Но обстоятельства сложились так, что профессионалом не стал, театр остался увлечением, хобби.

Пел в оперной студии Октябрьского дворца - там был довольно профессиональный коллектив, ставили оперы. У меня тенор и я исполнял самые разные партии - и лирические, и характерные: в «Царской невесте», «Мазепе», «Черевичках» и многих других. Так что, в конце концов, я был даже доволен, что не пошел в профессиональный театр, нравы которого знал прекрасно и понимал, что не выдержу их. Решил сразу - это не для меня. Свою профессию - инженера-осветителя очень люблю и считаю уникальной.

- А в каких театрах вы работали?

- Практически во всех театрах Украины сценическое освещение было построено по моему проекту, еще начиная с советских времен. Реконструкция киевской Оперы, Национального дворца «Украина», вот сейчас строится театр кукол - тоже мой проект.

- Когда Вы стали сочинять музыку, как это началось?

- Давно. Параллельно с любительскими занятиями пением я стал немного сочинять. Вначале писал романсы, и с возрастом все больше и больше увлекся сочинительством - голос стал сдавать, и я переключился на композицию. Хотелось иметь соответствующее образование, и я окончил народную консерваторию по классу композиции у профессора Кучерова. Написал комическую оперу «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» по Гоголю, несколько сонат для фортепиано - испанскую, украинскую и другие.

- Расскажите о Ваших «взаимоотношениях» с еврейской музыкой. Вы стали писать музыку на еврейские сюжеты, обратились к ТаНаХу и написали ораторию по мотивам «Песни Песней».

- Еврейскую музыку я знал и любил с детства. Несколько лет пел в хоре «Фаргенигн», где познакомился с Симой Гореловой и Игорем Кажданом. Это знакомство переросло в сотрудничество. Писал музыку на псалмы Давида, молитвы. Они иногда исполнялись в концертах. На сегодня мною написан целый цикл псалмов и есть идея сделать отдельный концерт, с хором и солистами. Пока же только один из этих псалмов - «Плач Эстер» - исполнялся в концерте в Национальном дворце «Украина». Я немного знаю иврит и ТаНаХ стараюсь читать в оригинале - убежден, что святые тексты нужно читать на том языке, на котором они были написаны. Что же касается оратории «Песнь Песней», то мое обращение именно к этому танахическому произведению не случайно. В письменной Торе, отражающей преимущественно религиозно-исторические темы, книга «Песнь Песней» является уникальной, поскольку представляет собой собрание любовной лирики, и в то же время имеет множество смысловых пластов и, соответственно, трактовок. Меня же она всегда привлекала своей поэтичностью. Еще в детстве огромное впечатление произвела знаменитая повесть Куприна, - собственно, это и было мое первое знакомство с этим библейским сюжетом. Позднее, прочитав ТаНаХ, увидел, что «Песнь Песней» - нечто иное. Я стал изучать различные трактовки этого произведения еврейскими мудрецами, комментаторами Торы и с огромным интересом погружался в это все глубже и глубже. Поначалу я и не предполагал писать музыку самостоятельно - ведь это очень и очень ответственно! Думал, используя классическую музыку, сделать литературно-музыкальную композицию. Написал сценарий, но тут во мне буквально стали фонтанировать мелодии! Они приходили сами по себе, и я только успевал записывать. За две недели написал 18 музыкальных номеров! Как композитор я тяготею к крупным музыкальным формам и решил писать для симфонического оркестра.

Первой исполнительницей стала Сима Горелова - мы сделали черновую запись и даже не представляли, кому ее можно будет показать. А потом Игорь Каждан предложил - зачем ждать кого-то, давайте делать сами! Только благодаря его энергии наш проект в результате осуществился.

- Действительно, проект грандиозный - эстрадно-симфонический оркестр, хор пограничных служб, солисты из Оперного.

- Исполнителей мы отбирали вместе с Игорем. Партитура была написана специально для эстрадно-симфонического оркестра. Борислав Стронько, который взялся оркестровать музыку, подошел к этому очень бережно, проникся темой. Борислав - человек молодой, современный, и благодаря ему музыка приобрела то звучание, которое, в результате, услышала публика. В качестве исполнителей Игорь предложил хор Госпогранслужбы Украины - очень хороший, высокопрофессиональный коллектив, с которым он, профессиональный музыкант, не раз пересекался в концертах. Они с радостью откликнулись на предложение. Солистку - Анну Боровик - мы пригласили из Киевского академического театра оперетты. Партия солиста изначально писалась для тенора. Игорь же привел баритона - Геннадия Ващенко, солиста Национальной оперы. И этот выбор тоже оказался удачным! Они очень ответственно подошли к исполнению партий царя Шломо и его возлюбленной Шуламит. Так что сложился отличный творческий коллектив. Не обошлось без сложностей. Генеральная репетиция у нас прошла неудачно: солисты сбивались, оркестр играл неважно, и я, честно говоря, с ужасом ждал концерта. Но музыканты - люди опытные, успокоили: мол, есть примета - что на генеральной плохо, то на концерте хорошо. Слава   Б-гу , они оказались правы - получилось прилично. А уж Игорь, как дирижер, был на высоте! Правда, это стоило ему двух килограммов веса - после концерта его фрак можно было выкручивать.

- Да, концерт был удачным. Я видела реакцию публики, разговаривала с людьми после концерта. Но это уже дело прошлое, а что впереди? Чем Вы занимаетесь сейчас?

- Я не останавливаюсь ни на минуту, продолжаю работать. Постепенно накопился огромный материал по псалмам, и хочется его показать слушателям. Хотя это и будет сложновато для наших исполнителей - ведь я использовал только ивритские тексты, так что солистам придется петь на иврите. Идея такого концерта у меня была давно, и сейчас все это постепенно материализуется, выстраивается. Есть и совсем новая мысль - сделать еще одну композицию на сюжет из того же времени, - меня очень привлекает эпоха царя Соломона - ведь это был расцвет Израиля! Сейчас работаю над музыкой к сюжету о царице Савской. Причем я вижу там и хореографическое, балетное решение. Вот бы увлечь этим Аллу Рубину. Короче говоря, пока ко мне приходит музыка, надо работать. Кроме того, оратория «Песнь Песней», которую услышали киевляне, - это как бы концертное исполнение. А ведь для нее были написаны и балетная музыка, танцы. Просто нет у нас пока театра, сцены, поэтому и остановились на концертном варианте. Жаль, конечно, но хорошо, что и это удалось. Хотя танец, особенно, еврейский танец, очень выразителен, и отказываться от него не хочется. В конце концов, моя мечта - сделать театральное действо: костюмы того времени, декорации: Вы только представьте! Затраты, конечно, колоссальные, но я уверен: если найдется коллектив единомышленников, то и деньги сумеем найти. К сожалению, с единомышленниками сейчас непросто - каждый тянет одеяло в свою сторону.

- Вот мы и коснулись наболевшего - тема существования полноценного еврейского театра в Украине, увы, не нова. Я говорила об этом с режиссерами и актерами, украинскими и зарубежными; киевлянами - Аллой Рубиной, Авигдором Фрейдлисом, тем же Игорем Кажданом - людьми, реально занимающимися еврейским искусством. Что скажете Вы? И есть ли зритель для такого театра?

- Я повторюсь - нужен коллектив единомышленников. Ведь все обычно упирается в желание. Если люди хотят по-настоящему, деньги они находят. Тем более, если это будет хорошо поставленное зрелище, зрители будут платить деньги. Да, должны платить - благотворительность хороша до определенных пределов. А будут продавать билеты - будет сбор, продюсер окупит постановку, хотя бы частично.

Что же касается зрителей, то я убежден, что хорошая постановка всегда найдет отклик у любой аудитории. Будет это библейский или любой другой еврейский сюжет, украинский, русский или еврейский театр, - важно то, как это будет сделано, будет ли это искусством. Посмотрите, сколько лет идет в театре им. И.Франко «Тевье-Тевель». И до сих пор не так-то просто попасть на этот спектакль! Да, это классика, да, это Богдан Ступка в главной роли. И этот спектакль с удовольствием смотрят и украинцы, и евреи, и американцы, и немцы, и еще кто угодно. Потому что это искусство, для которого, простите за банальную фразу, нет границ. Так что зритель есть всегда, есть для кого работать, а значит, есть будущее и у еврейского театра.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org