«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
24/115
Декабрь 2005
5766 Кислев

ЕВРЕИ АВСТРАЛИИ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ВОИНЫ, СИОНИСТЫ

Э.ПАСИКА

На главную страницу Распечатать

Начало в № 23 (114)

Уже в 50-е годы XIX века австралийские евреи, посылая значительные суммы в благотворительный фонд Мозеса Монтефиори, начинают помогать собратьям из Палестины. В 1902-м в Виктории были созданы сионистские лиги, а на VI Сионистском Конгрессе присутствовали два делегата от Австралии. Наибольшую поддержку идеи сионизма нашли среди русских и польских иммигрантов.

С ростом эмиграции из Восточной Европы стало увеличиваться и влияние русского и польского еврейства на культуру. Появились различные идиш-структуры, например, клуб «Кадима» с библиотекой в Мельбурне и Еврейская рабочая ассоциация - в Брисбене. В Мельбурне усилиями польского еврея Самуэля Вейсберга в 1909 году открылся театр с постановками на идиш. Еврейский театр был создан и в Перте.

Бурное развитие страны в этот период обусловило «золотой век» австралийского еврейства. Происходит концентрация евреев в крупнейших городах. Если в 1850-х годах главными занятиями еврейского населения были мелкая торговля, то теперь евреи начинают заниматься финансами, недвижимостью, торговлей мануфактурой и квалифицированными ремеслами, постепенно заполняя верхние и средние этажи социальной пирамиды.

Первым евреем, занявшим место в Законодательном собрании Западной Австралии в 1849 г. стал Лайонел Самсон. Отметим, что барон Ротшильд занял место в Британской Палате общин только в 1858-м. Саул Самуэл длительное время занимал пост казначея а Льюис Леви, крупный купец, неоднократно избирался в Законодательный совет. Уроженец Сиднея Самуэл Александер стал профессором Манчестерского ун-та и крупнейшим британским философом.

Натаниэль Леви был первым евреем Мельбурна, избранным в парламент штата. Американский мультимиллионер и основатель всемирно известной косметической фирмы Хелен Рубинштейн начинала свою деятельность как хозяйка косметического салона в Мельбурне. До Первой мировой войны в Викторианский парламент в разные годы было избрано 15 евреев. Исаак Исаакс стал даже Генерал-губернатором Австралии. А Бенджамин Бенджамин - мэр Мельбурна - получил рыцарское звание.

Велика роль, которую играли евреи в культурной жизни страны. Директором Сиднейского Королевского театра длительное время был Дж. Гудман. Элиэзер Монтефиори много сделал как попечитель Мельбурнской публичной библиотеки, а потом как попечитель Национальной галереи Виктории и Академии искусств в Сиднее.

Первым профессором-женщиной в Австралии была еврейка Кладис Маркс.

АВСТРАЛИЙСКИЕ ЕВРЕИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

В той войне приняли участие 13% австралийских мужчин-евреев, в то время как средний показатель по стране составил только 9,2%. Пользовавшиеся огромным влиянием рабби Коэн и рабби Данглоу поощряли участие евреев в войне. Данглоу призывал: «Наши сыновья должны рассматривать не только как долг, но как привилегию участие в защите прав, свобод и достоинства этой страны, где они родились, или которая их усыновила... Англия дала евреям полную свободу и защиту, и евреи, ...жаждут доказать свою любовь к Англии». Эти чувства были характерны не только для выходцев из Британии, но, особенно, для иммигрантов из России. Несколько раввинов приняли участие в войне в качестве армейских раввинов, в том числе и Данглоу, участвовавший затем и во Второй мировой. По общему мнению, генерал-еврей Джон Монаш был лучшим австралийским генералом во время Первой мировой войны. Он получил от короля Георга V рыцарское звание. Из других полководцев отметим русского еврея Элиэзера Марголина, который отличился в боях у Галлиполи, а затем воевал под командованием генерала Монаша во Франции. Закончил он войну на Палестинском фронте в качестве командира Еврейского легиона.

МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

1920-е годы характерны ускорением ассимиляции австралийских евреев. В это время правительство и англиканская церковь проводили политику «белой Австралии», в соответствии с которой все население должно было следовать конформити - нормам англосаксонского протестантского населения страны. В соответствии с этим все прибывавшие в страну иммигранты должны были становиться его частью. По сути, это была прежняя облагороженная политика со старым лозунгом: «Одна страна, один король, одна религия».

Ассимиляцию замедлил приезд в страну большого количества польских евреев в 1926-1928 гг. Их гнал оттуда нараставший антисемитизм. Как раз в это время прибыло небольшое количество евреев и из СССР. Например, в эти годы в Мельбурн иммигрировал из Мариуполя клан Сморганов, внесших позднее значительный вклад в экономическую жизнь Виктории.

Около 70% польских евреев осело в Мельбурне, около 20% - в Сиднее, меньшее количество в Перте. Это время стало эпохой расцвета в Австралии еврейской культуры на идиш. В 1925 г. в Мельбурне были основаны сразу две театральные труппы, в Перте идут пьесы на идиш и иврите, возникает театр на идиш в Брисбене. В 1923-м в присутствии Джона Монаша в Сиднее был открыт Маккабиэн Холл, ставший одновременно и мемориалом Первой мировой войны, и общинно-спортивным клубом. В Перте рабби Фридман создал Еврейский теннисный клуб, а в Сиднее русская еврейка д-р Фанни Ридинг организовала в 1923 году Национальный Совет еврейских женщин. В 1927 году в Мельбурне была создана Австралийская сионистская организация, почетным президентов которой стал Джон Монаш, а фактическим руководителем - рабби Броди.

Перед Второй мировой войной, в апреле 1938-го, была созвана Эвианская конференция по проблеме беженцев, в которой приняла участие и Австралия. На конференции США согласились возобновить квоты на прием беженцев, а Австралия пообещала принять в течение трех лет 15 тысяч. В 1938 году с целью колонизации евреями земель на севере Западной Австралии сюда прибыл д-р Штейнберг, один из руководителей Лиги освоения Новых Земель. Идеи территориалистов нашли поддержку у большой части австралийского общества, однако правительство отклонило предложение о создании еврейских земледельческих поселений, так как, по его мнению, в этих поселениях господствовал бы образ жизни, отличный от идеалов Белой Австралии.

Тем не менее, в 1939 г. Австралия приняла 5080 евреев. Прием им был оказан весьма прохладный, причем, не только неевреями, но и евреями. Это было неприязнью к иностранцам - конкурентам на рынке труда в стране, с трудом оправляющейся от депрессии. И хотя основная масса австралийских политиков, церковь и население осуждали Гитлера, именно в это время в Австралии нарастает антисемитизм.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИММИГРАЦИЯ

На фронт было мобилизовано 3870 австралийских евреев, что соответствовало процентному соотношению евреев к общему количеству населения. Наиболее известны генерал-майор Паул Куллен; хирург, бригадный генерал Джозеф Стейград, организовавший первый австралийский госпиталь на Ближнем Востоке, и награжденный Медалью за доблесть летчик-ас Питер Айзексон.

В 1944 году была созвана конференция Исполнительного совета австралийских евреев, который стал представительным органом евреев Австралии.

В июле 1945 г. был создан Департамент иммиграции, который признал целесообразным сохранить политику белой Австралии. Было решено принимать в страну в порядке убывания приоритета: скандинавов, голландцев, бельгийцев, югославов, греков и албанцев. Евреи не вошли в список для предпочтительной иммиграции, так как перед войной 80% иммигрантов-евреев поселились в Сиднее и Мельбурне. Кроме того, предпочтение отдавалось ремесленникам, а не текстильщикам, которыми в основном были иммигранты из довоенной Польши.

По соглашению с Международной организацией беженцев в 1947-1951 гг. въехало 200 тыс. иммигрантов, из них легальных евреев было не больше 500. Все же дважды было сделано исключение: для корабля, забравшего беженцев из Шанхая, и корабля «Джон де Витт», привезшего 700 беженцев из Европы. Их впустили сверх квоты. Только после венгерских событий 1956 года улучшилось отношение к иммигрантам-евреям, однако, в отношении сефардов ситуация смягчилась только в 60-е. Всего за 1946-1950 годы было принято 12 тыс. евреев-иммигрантов.

ПОСЛЕВОЕННАЯ ОБЩИНА

В 1987 году премьер-министр Роберт Хоук отметил как бесценный вклад евреев в жизнь Австралии. Да и сами евреи, особенно прибывшие в послевоенное время, отлично интегрировались в свободной, демократической стране. В 1986 году был опубликован список 200 богатейших людей Австралии, 25% которого составляли евреи.

Большинство этих людей умножили свое состояние, продолжив семейный бизнес. Этим объясняется, например, такое большое количество евреев в текстильной индустрии - Золтан Бергер, Абрахам Гольдберг, Френк Тимэн и др. Сморганы тоже начали с дела, которым они занимались в России, открыв мясной магазин, а уже потом расширили свою деятельность на выпуск бумаги, стали и электроники.

Больших успехов добились евреи в медицине и юстиции. Назовем лишь несколько имен. Ведущий иммунолог, профессор Сиднейского университета Рональд Пенни, известный мельбурнский гастроэнтеролог д-р Джек Ганский, юристы - профессора Саквилл, Валлер, и сэр Зельман Коуэн - проректор Квислендского университета, а позднее генерал-губернатор. Среди архитекторов выдающееся место занимает Гарри Сейдлер, награжденный золотой медалью Австралийского института архитекторов.

Огромен вклад евреев-музыкантов в культурную жизнь страны. Среди них - основатели «Музики Вива» - крупнейшей музыкальной организации Австралии, Ричард Гольднер и Тео Зальцман. Первый интересен еще и тем, что совместно с братом стал изобретателем усовершенствованной застежки-молнии, которую они выпускали для обмундирования австралийской и американской армий. Доход от этого бизнеса дал средства для первого концерта «Музика Вива». Государственный оркестр АВС был создан в значительной мере благодаря еврейским музыкантам. Среди ведущих музыкантов страны: дирижер Генри Крипс, скрипач Самуэл Хелфготт, композиторы Джордж Дрейфус, Феликс Вердер и Ларри Ситский, пианист Исидор Гудман и много, много других, без которых трудно себе представить австралийскую музыку. Выдающийся вклад в изобразительное искусство внес Джуди Кессаб. Среди писателей следует выделить Джудаха Ватена и Давида Мартина, а также современного писателя и врача-психиатра из Мельбурна Сержа Либермана. Он - трижды лауреат премии Алана Маршалла, родился в СССР в 1942 г.

Сегодня в стране чуть больше 100 тыс. евреев. В Сиднее (около 33 тыс.) и Мельбурне (около 38 тыс.), живет 84% всех евреев Австралии и 97% еврейского населения этих штатов. Перт, с количеством евреев около 5 тыс. на третьем месте. Для 73,5% австралийских евреев главным языком является английский, на русском общаются в семье 9,3%. Третий по популярности язык - иврит - 6,1%, и четвертый - идиш, 2,9%. Евреи существенно лучше образованы, чем средние австралийцы.

РУССКИЕ ЕВРЕИ В АВСТРАЛИИ

Многие русско-еврейские иммигранты достигли успеха, например, Симха Баевский (Сидни Маер). В 1911 году он открыл в Мельбурне крупнейший в стране универсальный магазин - Маер Емпориум. В начале 30-х годов у него работало 5300 служащих. Маер заботился не только об их зарплате, но и об отдыхе, для чего в глубинке и на побережье построил ряд домов отдыха. Этот выдающийся филантроп оставил значительные средства для Мельбурнского университета и проведения бесплатных симфонических концертов.

Наиболее выдающимся русским евреем был, пожалуй, Зельман Коуэн - крупный юрист, генерал-губернатор Австралии в 1970-1977 гг.

Первая легальная послевоенная эмиграция из СССР началась в 1971 году. С тех пор в Австралию въехало около 25 тыс. евреев из республик бывшего СССР.

sem40.ru,
«Заметки по еврейской истории»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org