«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
1/116
Январь 2006
5766 Тевет

ЭХУД ОЛЬМЕРТ ПРИЖАТ К СТЕНЕ

ЖАН-ЛЮК АЛЛУШ

На главную страницу Распечатать

Подобно простому человеку, желающему сказать, что «жизнь продолжается», исполняющий обязанности премьер-министра Эхуд Ольмерт намерен выполнить свои обещания: «Израильская демократия сильна. Все системы государства действуют как полагается». Он провел свое первое заседание Совета министров. Он руководит и правительством, и партией «Кадима», в которой он также замещает Ариэля Шарона. Кроме этого, ему уже сегодня приходится умерять чужие амбиции. И утверждать собственные.

Только вот политический калибр Ольмерта несопоставим с калибром его предшественника. Но если Шарон — это первоклассный боец, то его сменщик — не менее опытный воин закулисных политических баталий и в этом может дать ему фору. Уверенный в себе, безжалостный в публичных дебатах, иногда заносчивый, довольно умелый демагог, он свободно чувствует себя и рядом с крупными промышленниками, и с уличными торговцами с иерусалимского рынка Махане Йехуда.

Как настоящий политик, он отлично владеет искусством рядиться в разные одежды. Кто бросил фразу: «Перес разделит Иерусалим»? Эхуд Ольмерт. Сегодня правые приписывают ему намерение сделать это. Кто утверждал: «То, что видно отсюда, не видно оттуда» (эту фразу Шарон использовал в оправдание своего прихода в правительство из оппозиции)? Все тот же Ольмерт. Будучи мэром Иерусалима, он увеличил еврейское население районов Хар-Хома и Рас-эль-Амуд (на палестинских территориях) и помог закрыть «Восточный дом», откуда Палестинская администрация с вожделением смотрела на Иерусалим.

Одним словом, он сделал все, чтобы «сохранить еврейский характер» города, который Израиль считает «единым», но который фактически остается разделенным. Сегодня он соглашается — в рамках «уступок израильской исторической территории» — отказаться от пригородных кварталов Восточного Иерусалима, населенных палестинцами, чтобы сохранить еврейское большинство в городе. И собирается эвакуировать ряд поселений с Западного берега.

Конечно, некоторых утешает мысль о том, что он не так силен и не так популярен, как Шарон, чтобы убедить израильтян пойти на новые уступки. Однако его ближайшие советники говорят о его «силе, упрямстве и властности», к которым примешивается «прекрасное владение искусством политического маневрирования и пропаганды». Этими качествами он напоминает своего предшественника.

Во всяком случае, те же поселенцы, которые в свое время воспользовались этими его качествами для захвата арабских кварталов Иерусалима, начинают опасаться, что Ольмерт обратит их им в ущерб. Как в свое время это сделал Ариэль Шарон.

За его невзрачной внешностью скрывается железная воля. Принимая наследство Ариэля Шарона, он получил — в результате серии отставок — 11 портфелей, которые ему еще предстоит распределить. Речь идет о Министерствах экономики, внутренних дел, транспорта, инфраструктуры, жилья и др. А это весьма важные министерства. К тому же в «резерве» он держит портфели (в том числе глав МИДа и Министерства образования) ликудовских министров, которые, как он рассчитывал, должны были уйти в отставку, но пока этого не сделали.

ОТБОР

Новому главе «Кадимы» предстоит привести в движение эту партию, созданную «под Шарона». После утверждения его назначения на пост председателя партии Эхуд Ольмерт должен будет распределить роли между лидерами будущего избирательного списка. Первым делом он призвал к порядку Шимона Переса, который не сразу выразил ему свою поддержку. При этом последнему — в силу его возраста — Ольмерт не обещает в случае победы новой партии ни поста министра иностранных дел, ни даже поста вице-премьера. Дипломатическое ведомство — как и второе место в партийном списке, зарезервировано за министром юстиции Ципи Ливни.

Назначение на этот высокий пост станет вознаграждением для ревностной сторонницы Ариэля Шарона, которая также из ликудовского «ястреба» превратилась чуть ли не в «голубя». Она практически в одиночку защищала его план ухода из Газы и была настоящим «сильным человеком» в последнем кабинете Шарона: безусловно, она будет играть ту же роль, что и Ольмерт.

За цивильным видом последнего скрывается настоящий задира, способный в полемике вести себя как ломовой извозчик. На этот раз можно не согласиться со следующим пассажем израильского обозревателя   Б . Михаэля: «Ни один кандидат на пост преемника не имеет таланта Шарона продаваться, не продаваясь, говорить все и не говорить при этом ничего. Обещать все и не обещать ничего.

Будущий премьер-министр, кем бы он ни был, не сможет слыть таким же несгибаемым сторонником применения силы и одновременно ангелом мира, как это удавалось Шарону. Ибо будущий премьер-министр не будет обладать тем небесным проклятием, имя которому — харизма».

Может быть, Эхуд Ольмерт и не имеет харизмы, но он обладает чуть ли не всеми другими достоинствами, которые обеспечили триумф его шефу.

«Liberation», Inopressa.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org