«Противодействие сионизму» — таков главный лозунг современного антисемитизма. Этот тезис призван маскировать изначальную суть ксенофобии и позволяет его авторам вполне легально передвигаться по страницам мировой прессы с собственными комментариями развития политических процессов в мире.
И все же, антисемитизм и сионизм — взаимозависимые явления. Ведь именно антисемитизм породил в евреях галута движение за обретение когда-то утраченной родины, что и является сутью сионизма.
Когда же и почему начались преследования евреев?
Этим вопросом задаются очень многие, и ответов на него существует великое множество. Но, как мне кажется, все изученные источники достаточно определенно указывают — первым евреем, подвергшимся нападкам по религиозным признакам, был наш праотец Авраам. То есть, он был и первым евреем вообще, и первой жертвой антисемитизма. Авраам жил в одном из самых развитых в то время культурных центров, но в один прекрасный день он поднялся и, отвергнув все то, что его окружало (в том числе и «дом своего отца», т.е. родовые традиции), двинулся своей собственной дорогой. Как мне кажется, именно подобное бескомпромиссное поведение Авраама и привело к соответствующей реакции окружающих.
Таким образом, антисемитизм, как реакция на отстаивание собственной национальной идентификации, зародился одновременно с появлением еврейства. Впоследствии антисемитизм проявлялся в разных формах, в том числе и в стремлении к уничтожению евреев. Особенно тяжелым испытаниям евреи подвергались на протяжении долгих лет изгнания. Между тем еврейский народ, вынужденный покинуть родную землю, продолжал следовать собственным традициям, несмотря на тяжелейшие условия и отсутствие равных прав с другими народами и их религиями.
Такое положение дел сохранялось на протяжении столетий. Евреи существовали автономными общинами в маленьких городах, находя заработок в рамках тех немногих профессий, которые им были позволены. Активное занятие евреев торговым делом привело к формированию стереотипа нации обособленной и корыстной.
И все же в XIX веке Европа подошла к следующему шагу, который стал логическим продолжением процессов, длящихся около ста лет — со времен Великой Французской революции. В странах Центральной Европы евреи были признаны полноценными гражданами, обладающими равными со всеми гражданами правами.
Это произошло в рамках общей политики национальной либерализации, которой всем гражданам, невзирая на религию и происхождение, были предоставлены равные права — что теоретически должно было решить проблему меньшинств и, в частности, евреев. Суть идеи состояла в следующем: если меньшинствам предоставить возможность жить в крупных городах и заниматься любой профессией по выбору, то произойдет процесс интенсивной ассимиляции — меньшинства сольются с окружающим населением и станут его гармоничной частью. Именно тогда с евреев были сняты все ограничения, и началось их перемещение в крупные города. Новшества были восприняты ими с радостью.
Однако сами горожане, открыв ворота для новых соседей, обнаружили, что за короткое время новичкам удалось многого добиться, и еврейская община стала важной составляющей местного общества. При этом евреи и в новых условиях не отказались от своих традиций, продолжая жить по своим законам и создавая собственные общественные организации. Через некоторое время евреи обнаружили, что окружающие продолжают их сторониться, выдвигая при этом всевозможные обвинения.
Урбанизация стала следствием развития промышленности и появления множества фабрик, требовавших рабочую силу. Тогда и появился новый класс — фабричные рабочие. Большинство из них прежде жили в небольших городках, а теперь селились в бедных рабочих кварталах предместий. Условия жизни и труда были очень тяжелыми, и люди искали выход своему гневу. Так вслед за процессом урбанизации Европы начались поиски тех, кто был виноват в трудностях их бытия. Конечно, не обошлось без теорий о том, что во всем виноваты евреи. По мнению недовольных, именно евреи были главной проблемой больших городов, и как решение всех проблем, предлагалось удаление евреев. Так еврейский народ оказался, помимо воли, втянутым в эпицентр социальной и политической борьбы.
Лидеры нового антисемитского движения выдвинули новую теорию, быстро укоренившуюся в сознании европейцев. Смысл ее в том, что евреи — народ «неарийской» расы — не способны жить в мире с арийцами. Эта теория придала новый смысл преследованию евреев. К 70-м годам XIX века центром распространения подобных идей стала Германия. В 1880 году в Германии началась борьба за отстранение евреев от государственных должностей и закрытие для них границ страны. В 1882 году даже состоялся антисемитский конгресс, на котором было принято воззвание ко всем государствам бороться с еврейством и его влиянием на христианскую культуру Европы.
Примерно в эти же годы антисемитские настроения распространились на Францию. Вершиной французского антисемитизма стало «дело Дрейфуса». Французский офицер Альфред Дрейфус был обвинен в предательстве родины и после закрытого заседания военного трибунала разжалован и приговорен к пожизненному заключению. Он продолжал настаивать на своей невиновности, и после долгих лет борьбы ему удалось доказать, что все обвинения против него были сфабрикованы. Впоследствии Дрейфус был оправдан и освобожден, однако уровень антисемитизма во многих европейских странах оставался по-прежнему высоким.
В 1881 году в России после смерти царя Александра II на престол взошел его наследник Александр III. Смена власти сопровождалась отторжением традиционной аристократии и утверждением новой администрации. В этот переходный период на юге России происходили массовые нападения на евреев — с грабежами, убийствами и насилием. В ходе этих бесчинств (власти называли их «беспорядками») пострадало свыше сотни еврейских общин. Не получив от власти никакой поддержки, они оказались беззащитными перед погромщиками. Именно эти погромы, по моему мнению, породили сионистское движение, побудив евреев к ответным действиям.
Сионизм стал национальным пробуждением нашего народа. По мнению многих, главной причиной преследования евреев был сам факт отсутствия у народа национального очага. Преследования побудили желание этот очаг создать. К этому надо добавить разочарование евреев движением Гаскалы (просвещения). Сторонники этого движения выступали за отдаление от еврейской традиции и слияние с «дружной» семьей европейских народов. Реальность опровергла привлекательность теории ассимиляции, и «просвещенцы» вынуждены были признать, что еврейский вопрос не решить теми методами, которые они пропагандировали.
В 1882 году житель Одессы доктор Леон Пинскер издал брошюру «Автоэмансипация» («Самоосвобождение»). Основная идея этого труда состояла в том, что проблему антисемитизма можно решить только путем создания еврейского государства. Доктор Пинскер также ратовал за созыв еврейского конгресса, который должен принять решение об определении территории для основания еврейского национального очага (который, вопреки общему мнению, не обязательно должен находиться в Эрец Исраэль). Но труд Пинскера не нашел отклик у евреев Западной Европы.
Между тем в 1882 году уже были сделаны первые шаги по практическому воплощению сионистской идеи. В Эрец Исраэль отправилась первая группа поселенцев — пионеры первой алии. Это уже было практическим действием — капля в море, но это действие было направлено именно на возвращение в Эрец Исраэль. В 1883 году в Одессе была создана организация «Зерубавель», ставшая посредником между евреями России и организацией «Ховевей Цион», располагавшей ячейками по всему миру. «Ховевей Цион» поддерживала идею создания национального очага. Первый съезд этой организации, на который съехались делегаты из Германии, России, Румынии и Англии состоялся в 1884 году в польском городе Катовице. Под впечатлением «дела Дрейфуса» к реализации сионистской идеи подключился также известнейший журналист Теодор Герцль, и его усилиями в 1897 году в Базеле был проведен первый Сионистский конгресс. Конгресс поставил цель ускорения процесса создания независимого еврейского государства.
Таким образом, распространение антисемитизма в Центральной Европе и погромы 1881 года, оказавшие сильное влияние на самосознание еврейства, привели к возникновению сионистского движения. С тех пор прошло еще более полувека, прежде чем еврейский народ обрел собственное национальное государство. За это время появлялись различные идеи реализации плана создания национального очага. Полемика происходила на страницах печатных изданий и на заседаниях Сионистского конгресса. Группы евреев-поселенцев обживали Эрец Исраэль.
А затем разразилась Вторая мировая война, в ходе которой преследования евреев (оправдываемые расовой теорией) достигли масштаба геноцида. Нацистскими убийцами было уничтожено свыше 6 миллионов человек, вся вина которых состояла в том, что они родились евреями. В 1947 году, по окончании страшной Катастрофы, ООН посчитала справедливым признать право еврейского народа на самоопределение. И в мае 1948 года в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого Государства Израиль.
После многолетних скитаний по миру еврейский народ вновь обрел свою Родину.
Уди Бен Ами — Глава Консульского отдела Посольства Государства Израиль в Украине. Статья написана к Международному дню памяти жертв Холокоста
|